Тематический план
- Общее
- ВВЕДЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
- Вспоминаем. Что изучает физическая география? Какое значение имеет социально-экономическая география? Для чего человеку нужны географические знания?Изучаем, чтобы знать. Как определить, что проблема человечества является глобальной? Почему возникают глобальные проблемы человечества? Как географические знания могут быть использованы для решения глобальных проблем человечества?
- РАЗДЕЛ I. ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ
- ТЕМА 1. ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИТОСФЕРЫ
ТЕМА 1. ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИТОСФЕРЫ
- Вспоминаем. В чём заключается теория литосферных плит? Чем отличаются платформы от складчатых поясов? Как образуются горные породы и минералы?Изучаем, чтобы знать. Почему в настоящее время необходимо знать о современных тенденциях развития литосферы? В чём проявляется влияние тектонических процессов на человека? Какое практическое значение имеют знания о горных породах и минералах?
- Вспоминаем. Как влияют на рельеф внутренние и внешние силы Земли? Что такое планетарные формы рельефа? Какие бывают виды выветривания? Как выветривание воздействует на горные породы?Изучаем, чтобы знать. Почему важно знать о закономерностях формирования современного рельефа? Какое практическое значение имеют знания об особенностях эпох горообразования?
- Вспоминаем. Какими основными свойствами обладает географическая оболочка? Что представляет собой литосфера? Какое строение имеет земная кора?Изучаем, чтобы знать. Почему важно знать, какие процессы происходят в литосфере? Как литосфера влияет на другие геосферы? Каково значение литосферы в жизни человека?
- Вспоминаем. Какие типы тектонических движений вам известны? Какие причины вызывают землетрясения и вулканизм? Какие природные процессы изменяют рельеф Земли?Изучаем, чтобы знать. Почему необходимо знать природные закономерности изменения геоэкологических функций литосферы? Какие социально-экономические последствия вызывают землетрясения и извержения вулканов? Как влияют эрозионные процессы на жизнь людей?
- Вспоминаем. Для чего человек использует природные ресурсы литосферы? Какие горные породы относятся к полезным ископаемым? Что такое минерально-сырьевые ресурсы?Изучаем, чтобы знать. Почему необходимо знать о влиянии человека на литосферу? Какие экологические и социально-экономические последствия вызывает нерациональное использование природных ресурсов литосферы? Как можно уменьшить негативное влияние человека на литосферу?
- ТЕМА 2. ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АТМОСФЕРЫ
ТЕМА 2. ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АТМОСФЕРЫ
- Вспоминаем. Какая сила удерживает атмосферу Земли? Как изменяется температура воздуха в тропосфере? Какие ветры образуют общую циркуляцию атмосферы?Изучаем, чтобы знать. Зачем нужно знать, как образовалась атмосфера? Как взаимосвязаны климатические процессы между собой? Как изменяются климатообразующие процессы в результате хозяйственной деятельности человека?
- Вспоминаем. От чего зависит климат определённой территории? Как изменяются свойства атмосферы с высотой? Что такое метеорологические наблюдения?Изучаем, чтобы знать. Какое практическое значение имеют знания о взаимодействии основных компонентов климатической системы Земли? Как географические факторы влияют на изменение климата? Почему современные модели общей циркуляции атмосферы не позволяют точно предсказать изменения глобального климата?
- Вспоминаем. Что представляет собой атмосфера? Какое строение имеет атмосфера? Назовите основные метеорологические элементы.Изучаем, чтобы знать. Почему важно знать, какие процессы происходят в атмосфере? Как атмосфера влияет на другие геосферы? Как погода и климат влияют на хозяйственную деятельность человека?
- Вспоминаем. Чем климат отличается от погоды? Какие основные газы входят в состав атмосферного воздуха? Как влияет температура воздуха на содержание в нём водяного пара?Изучаем, чтобы знать. Почему важно знать, как влияет человек на климат и погоду? Зачем изучать воздействие загрязнения воздуха на человека? Почему количество загрязняющих атмосферу веществ постоянно увеличивается?
- Вспоминаем. Как происходит нагревание воздуха? Как образуются атмосферные осадки? Какую роль играют газы в атмосфере?Изучаем, чтобы знать. Какое значение имеет парниковый эффект для человека и его хозяйственной деятельности? Почему важно сохранить озоновый слой в атмосфере Земли? К каким последствиям может привести локальное загрязнение воздуха?
- Вспоминаем. Назовите основные климатообразующие процессы. Какие географические факторы влияют на климат? Какое значение для формирования погоды и климата имеет Мировой океан?Изучаем, чтобы знать. Почему проблеме изменения климата на Земле уделяется большое внимание? Как изменялся климат на Земле до и после появления человека? Какие глобальные и региональные изменения климата могут произойти в XXI в.?
- ТЕМА 3. ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГИДРОСФЕРЫ
ТЕМА 3. ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГИДРОСФЕРЫ
- Вспоминаем. Откуда появилась вода на Земле? Из чего состоит гидросфера? Какие водные объекты включают поверхностные воды суши?Изучаем, чтобы знать. Зачем нужно знать, как образовалась гидросфера? Где сосредоточены основные запасы пресной воды на Земле? Какое значение имеет круговорот воды для климата и жизни на Земле?
- Вспоминаем. Что такое Мировой океан? Какие природные объекты выделяют в Мировом океане? Как назывался самый древний океан на Земле?Изучаем, чтобы знать. Зачем нужно знать структурные компоненты Мирового океана? Как взаимосвязаны морфометрические и гидрологические характеристики Мирового океана? Для чего надо изучать природные ресурсы Мирового океана?
- Вспоминаем. Как происходит большой круговорот воды? Какие воды относятся к поверхностным? Какие воды называются подземными и как они образуются?Изучаем, чтобы знать. Почему важно знать, какие процессы происходят в гидросфере? Как гидросфера влияет на другие геосферы Земли? Как водные ресурсы и водообеспеченность влияют на хозяйственную деятельность человека?
- Вспоминаем. Какие природные факторы определяют неравномерность распределения речного стока на Земле? Назовите основные типы питания рек. Как влияют поверхностные и подземные воды на формирование рельефа?Изучаем, чтобы знать. Как человек влияет на гидросферу? Зачем нужно знать пространственное распределение воды на суше? Как рационально использовать ресурсы гидросферы?
- Вспоминаем. Что такое Мировой океан? Как образуются поверхностные океанические течения? Как изменяется температура и солёность океанических вод?Изучаем, чтобы знать. Почему важно знать природные особенности Мирового океана? Зачем изучать воздействие человека на Мировой океан? Как рационально использовать природные ресурсы Мирового океана?
- Вспоминаем. Какие природные ресурсы даёт нам Мировой океан? Что является основным источником загрязнения вод Мирового океана? Какие современные виды хозяйственной деятельности человека, связанные с Мировым океаном, появились во второй половине XX – начале XXI в.?Изучаем, чтобы знать. Для чего нужна оценка природных ресурсов Мирового океана? Как антропогенная деятельность влияет на геоэкологическое состояние морей? Почему морские побережья имеют большое значение для человечества?
- ТЕМА 4. ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БИОСФЕРЫ
ТЕМА 4. ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БИОСФЕРЫ
- Вспоминаем. 1. Что такое биосфера и каковы условия существования живых организмов? Почему большинство живых организмов обитает на границе земных оболочек? 2. На какие царства подразделяются живые организмы?Изучаем, чтобы знать. В каком направлении происходит эволюция биосферы? Как среда обитания влияет на живые организмы? Почему на Земле большое разнообразие живых организмов?
- Вспоминаем. Каковы границы биосферы? Какова роль живых организмов в большом круговороте веществ? Назовите основные особенности распространения живых организмов в биосфере.Изучаем, чтобы знать. Как биосфера взаимодействует с другими геосферами? Какое воздействие на биосферу оказывает человек? Как влияет биота на хозяйственную деятельность человека?
- Вспоминаем. Как образуется почва? Какие факторы определяют состав и строение почв? Как и почему изменяются почвы в зависимости от географической широты?Изучаем, чтобы знать. Зачем нужно знать особенности процессов образования почв? Как почвы влияют на природное разнообразие Земли? Как происходит формирование почвенного покрова Земли?
- Вспоминаем. Какое значение имеют почвы для человека и его хозяйственной деятельности? От чего зависит естественное плодородие почв? Что такое земельные ресурсы?Изучаем, чтобы знать. Почему важно знать современное состояние земельных и почвенных ресурсов Земли? Как почвы взаимодействуют с геосферами Земли? Можно ли избежать деградации земель и почв?
- Вспоминаем. Что такое опустынивание и обезлесение? Для каких природных зон и почему характерно опустынивание? Для каких природных зон и почему характерно обезлесение?Изучаем, чтобы знать. Почему важно знать причины и закономерности развития процессов опустынивания и обезлесения на Земле? Как замедлить развитие процессов опустынивания и обезлесения? Как влияют процессы опустынивания и обезлесения на хозяйственную деятельность человека?
- Вспоминаем. Что представляет собой живая природа? Перечислите признаки, характерные для живых организмов. Какие компоненты образуют природные комплексы? Для чего создают особо охраняемые природные территории?Изучаем, чтобы знать. Почему важно знать, какие процессы происходят в биосфере? Какую роль в биосфере играют растения и животные? Как сохранить природное разнообразие Земли?
- РАЗДЕЛ II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
- ТЕМА 5. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ТЕМА 5. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
- Вспоминаем. Что такое демография? Что такое демографическая ситуация? Что такое воспроизводство населения? Какие типы воспроизводства населения вам известны?Изучаем, чтобы знать. Почему в разных регионах мира демографические проблемы проявляются по-разному? Почему население размещено неравномерно на планете? Каковы последствия перенаселения на Земле?
- Вспоминаем. Какие факторы влияют на рост и сокращение численности населения? Какие факторы определяют динамику численности в развитых, а какие — в развивающихся странах?Изучаем, чтобы знать. Почему в настоящее время необходимо анализировать динамику демографических процессов? Какие проблемы возникают в связи с ростом численности населения стран? Какие проблемы вызывает сокращение численности населения стран?
- Вспоминаем. Из курса обществоведения вспомните, что такое брак и семья. Какие семьи являются многодетными? Какие модели семей характерны для развитых и развивающихся стран?Изучаем, чтобы знать. В чём проблема семейно-брачных отношений в XXI в.? В чём заключаются особенности семейно-брачных отношений в развитых и развивающихся странах? Что такое «семейная политика»?
- Вспоминаем. Какие существуют типы возрастной структуры населения? В каких странах доля молодых возрастов наибольшая? Что такое демографическое старение населения?Изучаем, чтобы знать. Почему ежегодно увеличивается количество населения пожилого возраста? К каким экономическим последствиям приводит увеличение численности пожилого населения? Почему экономистам и демографам необходимо работать вместе над решением проблемы старения населения?
- Вспоминаем. Что такое миграция? Почему происходят миграции населения? Какие факторы миграции вам известны?Изучаем, чтобы знать. Как влияет миграция на демографическую ситуацию в мире? Какие проблемы возникают у стран, принимающих мигрантов? Специалисты каких областей деятельности решают проблемы международной миграции?
- ТЕМА 5-1. ПРОБЛЕМА УРБАНИЗАЦИИ
ТЕМА 5-1. ПРОБЛЕМА УРБАНИЗАЦИИ
- Вспоминаем. Что такое урбанизация? Что такое агломерация? Какие мегалополисы вам известны?Изучаем, чтобы знать. Что влияет на рост городов и увеличение численности городского населения? Какими темпами идёт урбанизация в мире? Какие проблемы влечёт за собой рост городов?
- Вспоминаем. Почему происходит рост численности городов? Что такое мегасити? Какова география глобальных городов?Изучаем, чтобы знать. Почему происходит рост крупных городов? Почему население стремится переехать в город? Каковы последствия роста городов?
- Вспоминаем. Какие основные формы расселения населения существуют? Что такое ИЧР? Как город влияет на окружающую среду?Изучаем, чтобы знать. Почему, переехав жить в город, люди сталкиваются с определёнными проблемами? Как классифицируются города по качеству жизни? Сферой деятельности каких специалистов является решение проблем населения в городах?
- Вспоминаем. Какие экологические проблемы характерны для городов? Что такое смог? Почему крупные города находятся в кольце свалок?Изучаем, чтобы знать. Как предотвратить загрязнение воздуха в городах? Какие предприятия наносят наибольший ущерб атмосфере? Какие службы осуществляют контроль за состоянием окружающей среды в городе? Почему урбанизация и экология находятся в противостоянии?
- Вспоминаем. Почему для городов актуальны экологические проблемы? Что такое кислотные дожди? Какие негативные последствия своей деятельности ощущает человеческое общество?Изучаем, чтобы знать. Какие природные риски наиболее опасны для человека? Для каких регионов на планете наиболее характерны природные риски? Как предотвратить проявление природных рисков? Как преодолеть последствия природных катаклизмов?
- Вспоминаем. Существует ли единое определение понятия «город»? Какая часть населения мира проживает в городах? В каких типах стран и регионов отмечается наибольший рост агломераций?Изучаем, чтобы знать. Почему проблему роста городов необходимо решать на международном уровне? Почему ООН выступает координатором по решению проблемы городов?
- ТЕМА 6. ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА
ТЕМА 6. ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА
- Вспоминаем. От какой сферы мирового хозяйства зависит количество продовольствия, поступающего на мировой рынок? Какова доля сельского хозяйства в структуре ВВП развитых и развивающихся стран? Что такое монокультурное сельское хозяйство?Изучаем, чтобы знать. Какие последствия возникают при обострении продовольственной проблемы? Какие регионы мира наиболее остро испытывают проблему голода? Как предотвратить продовольственную проблему?
- Вспоминаем. Какова структура сельского хозяйства? Какие факторы оказывают влияние на развитие сельского хозяйства? Какой сектор экономики образует сельское хозяйство?Изучаем, чтобы знать. Как связаны между собой сельское хозяйство и рост численности населения планеты? Какие изменения происходят в развитии сельского хозяйства? Как сельское хозяйство зависит от природных условий?
- Вспоминаем. Что такое монокультурное хозяйство? Какие факторы влияют на снижение запасов продовольствия в стране? Как сельское хозяйство связано с генетикой?Изучаем, чтобы знать. Почему потеря продовольствия является одной из причин, ведущих к голоду? Как климат повлиял на изменение сельского хозяйства? Какие изменения должны произойти в структуре сельского хозяйства, чтобы обеспечить население планеты продовольствием? Усилия учёных каких наук должны быть объединены, чтобы решить проблемы развития сельского хозяйств?
- Вспоминаем. Каковы функции сельского хозяйства в мире? Какие факторы влияют на развитие и размещение сельского хозяйства? Какие страны выступают ведущими экспортёрами продукции сельского хозяйства в мире?Изучаем, чтобы знать. Что такое продовольственная безопасность? Как обеспечить население стран продовольствием? Как «зелёная революция» позволит решить продовольственную проблему?
- Вспоминаем. Какие подотрасли входят в состав сельского хозяйства? Какая закономерность развития географической оболочки влияет на развитие сельского хозяйства? Как отличается доля занятого населения в сельском хозяйстве развитых и развивающих стран мира?Изучаем, чтобы знать. Почему возникла продовольственная проблема? Что препятствует решению продовольственной проблемы? Как в дальнейшем будут развиваться сельское хозяйство и сценарий продовольственной проблемы?
- ТЕМА 7. ПРОБЛЕМА ИСТОЩЕНИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫХРЕСУРСОВ МИРА
ТЕМА 7. ПРОБЛЕМА ИСТОЩЕНИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫХРЕСУРСОВ МИРА
- Вспоминаем. Какие государства мира обладают наибольшими запасами минерально-сырьевых ресурсов? Какая существует взаимосвязь между уровнем экономического развития и запасами минерально-сырьевых ресурсов? Какие проблемы, связанные с минерально-сырьевыми ресурсами, существуют в настоящее время?Изучаем, чтобы знать. Для чего необходимы минерально-сырьевые ресурсы? Какие минерально-сырьевые ресурсы находятся на грани истощения своих запасов? В чём заключаются особенности развития горнодобывающей промышленности мира?
- Вспоминаем. Что такое минеральные ресурсы? На какие группы делятся минеральные ресурсы? Какие страны обладают наибольшими запасами минеральных ресурсов? Какова доля добывающей промышленности в мировом производстве?Изучаем, чтобы знать. Почему потребность человечества в минеральных ресурсах возрастает с каждым годом? Как минерально-сырьевые ресурсы влияют на взаимоотношения между странами?
- Вспоминаем. Каковы основные морфометрические характеристики Мирового океана? Каковы основные гидрологические характеристики Мирового океана? Какими природными ресурсами обладает Мировой океан?Изучаем, чтобы знать. Каково значение минеральных ресурсов Мирового океана для человечества? Какие категории минеральных ресурсов Мирового океана выделяют? Какие океаны обладают наибольшими запасами минеральных ресурсов?
- Вспоминаем. Какие виды минеральных ресурсов исчерпаемы и невозобновимы? Что такое альтернативные источники энергии? Как за последние полвека изменились объёмы добычи минеральных ресурсов?Изучаем, чтобы знать. Будет ли в ближайшее время существенно увеличен объём добычи основных полезных ископаемых? Каким образом можно уменьшить объём потребления минеральных ресурсов в пределах одной страны? Почему всем странам мира необходимо решать проблему истощения минерально-сырьевых ресурсов вместе?
- ТЕМА 8. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
ТЕМА 8. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- Вспоминаем. Какие ресурсы мира относятся к исчерпаемым? Какие государства обладают наибольшими запасами нефти? Почему энергетические ресурсы выступают причиной политических конфликтов?Изучаем, чтобы знать. Почему возникают энергетические кризисы? Каковы последствия энергетических кризисов? В чём опасность кризиса энергетической безопасности?
- Вспоминаем. Какие ресурсы мира относятся к энергетическим? Почему энергетика является базовой отраслью промышленности? Какие экологические проблемы возникают в связи с развитием энергетики?Изучаем, чтобы знать. Как по объёмам потребления электрической энергии можно определить уровень социально-экономического развития стран? Энергетика — двигатель технического прогресса. Так ли это? Каков прогноз потребления энергетических ресурсов в развитых и развивающихся странах?
- Вспоминаем. Как изменялась роль энергетических ресурсов с развитием человеческого общества? Какие энергетические ресурсы наиболее востребованы в настоящее время? Какие альтернативные источники энергии существуют?Изучаем, чтобы знать. Каковы причины возникновения энергетической проблемы? Как рационально использовать энергетические ресурсы? Сможет ли человечество полностью отказаться от энергетических ресурсов и заменить их альтернативными источниками энергии?
- ТЕМА 9. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ТЕМА 9. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
- Вспоминаем. Что такое геополитика? Кто является основоположником политической географии? Какие вопросы составляют сферу интересов политической географии и геополитики?Изучаем, чтобы знать. Каковы причины возникновения геополитических проблем? Как страны мира должны объединиться в решении геополитических проблем?
- Вспоминаем. Что такое терроризм? Когда возникла проблема международного терроризма? Какие международные террористические организации являются наиболее опасными для современного человечества?Изучаем, чтобы знать. Почему терроризм считают главной угрозой ХХI в.? Почему терроризм проявляется в разных формах? Как мировому сообществу противостоять терроризму?
- Вспоминаем. Что такое рабство? Когда зародилась торговля людьми? Приведите примеры, подтверждающие многовековую историю существования данной проблемы.Изучаем, чтобы знать. Почему проблема торговли людьми актуальна и в настоящее время? Как противостоять этому явлению в мире? Объединение усилий каких организаций необходимо для решения данной проблемы?
- Вспоминаем. Каковы могут быть последствия использования ядерного оружия для всего живого на планете? Какие японские города пострадали от атомной бомбардировки в 1945 г.? Почему необходимо сокращать военные расходы и вооружение в мире?Изучаем, чтобы знать. Каковы причины возникновения войн? Какие виды оружия, на ваш взгляд, наиболее опасны для человечества? Почему в результате военных действий страдают мирные люди?
- Вспоминаем. Каковы особенности экономико-географического положения Республики Беларусь? С какими государствами по уровню социально-экономического развития граничит наша страна? Какие страны являются основными торговыми партнёрами Беларуси?Изучаем, чтобы знать. Как геополитическое положение Беларуси влияет на её экономическое развитие? С какими международными организациями сотрудничает Республика Беларусь?
- Вспоминаем. Когда была основана ООН? Сколько государств сегодня являются членами ООН? Почему необходимо сокращать военные расходы и вооружение в мире?Изучаем, чтобы знать. Какова роль ООН в решении международных проблем? В чём заключается значение Декларации тысячелетия? Почему большинство государств мира подписали Декларацию тысячелетия?
- ТЕМА 10. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
ТЕМА 10. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
- Вспоминаем. Что понимается под географической оболочкой? Какими свойствами обладает географическая оболочка? Что такое географическая зональность?Изучаем, чтобы знать. Почему важно знать, какие процессы происходят в географической оболочке? Как осуществляется взаимодействие геосфер в географической оболочке? Какие факторы определяют географическую зональность?
- Вспоминаем. Что такое природные ресурсы? Что понимается под охраной окружающей среды? Для чего создаются особо охраняемые природные территории?Изучаем, чтобы знать. Зачем нужно знать историю взаимодействия человека и природы? Как рационально использовать природные ресурсы? Какие принципы, законы и правила надо соблюдать в области охраны окружающей среды?
- Вспоминаем. Что такое качество окружающей среды? Как человек и его хозяйственная деятельность изменяют природу Земли? Какие природные процессы определяют состояние окружающей среды?Изучаем, чтобы знать. Для чего нужна объективная оценка состояния окружающей среды? Зачем нужны сценарные прогнозы будущего состояния окружающей среды? Какое значение для развития человечества имеет моделирование его развития?
- Вспоминаем. Какие глобальные проблемы в большей степени обусловлены природными процессами? Какие глобальные проблемы появились в связи с интенсивным воздействием человека на природную среду? Как научно-технический прогресс влияет на развитие человечества?Изучаем, чтобы знать. Почему решение глобальных проблем является актуальной задачей для всего человечества? Как человек относится к глобальным проблемам? Как можно решить глобальные проблемы человечества?
- Вспоминаем. Какое значение для развития человечества имеет географическая оболочка? Какую роль в развитии цивилизации играет мировое хозяйство? Как демографическая ситуация влияет на уровень социально-экономического развития стран?Изучаем, чтобы знать. В чём заключается сущность стратегии устойчивого развития? Для чего человечеству нужна стратегия устойчивого развития? Какая роль принадлежит географии в разработке стратегии устойчивого развития?
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ