от авторов
Уважаемые учащиеся!
Вы приступаете к изучению завершающего раздела школьного курса географии — «Глобальные проблемы человечества». В этом разделе рассматриваются географические аспекты глобальных проблем человечества и возможные пути их преодоления.
Первый раздел учебного пособия посвящён изучению современных геоэкологических проблем географической оболочки. Во втором разделе раскрываются наиболее актуальные социально-экономические проблемы человечества. Кроме того, рассматривается значение рационального природопользования и концепции устойчивого развития для решения глобальных проблем человечества.
Для того чтобы вам было легче и интереснее усваивать непростой материал, в каждом параграфе учебного пособия вы увидите рубрики с двумя группами маркеров на странице слева: рубрики с маркерами-помощниками и маркерами-контролёрами.
В начале параграфа вам предлагаются рубрики с двумя маркерами. Рубрика с маркером «Вспоминаем» нужна нам для актуализации ранее полученных знаний, необходимых для дальнейшего изучения материала. Рубрика с маркером «Изучаем, чтобы знать» содержит вопросы, раскрывающие практическую значимость изучаемого материала либо направленные на решение проблем развития общества и мира.
В тексте параграфа вы также увидите несколько разных рубрик с маркерами. Новые термины и понятия, определённые учебной программой, вы заметите по маркеру «Географический словарь», они выделены полужирным шрифтом. Рубрика с маркером «В мире всё взаимосвязано» направлена на установление связей между учебными предметами, разделами географии, а также на использование знаний из научных областей, не связанных с географией. Под маркером «Поразмышляем» представлены задания, направленные на активизацию вашей познавательной деятельности и установление причинно-следственных связей. Эти задания требуют внимательного изучения текста и отражают вашу читательскую грамотность. Наверняка, среди вас есть те, кто наиболее увлечён географией. Для вас мы подготовили рубрику «Клуб знатоков-географов» с маркером , где вы найдёте дополнительную информацию познавательного и информационно-поискового характера. Какая же география без карты? Она всегда рядом с маркером «Поработаем с атласом». Изучая глобальные проблемы человечества, важно знать, какую позицию в мире занимает наша страна. Для этого в параграфе вы увидите маркер «Мир и Беларусь». Программная географическая номенклатура выделена в тексте полужирным красным цветом. В конце параграфа вспомнить самое главное из пройденного материала поможет рубрика с маркером «Подведём итоги». За ним расположены несколько рубрик-контролёров с маркерами, соответствующих заданиям разного уровня для самоконтроля и проверки знаний и умений — «Проверим свои знания», «От простого к сложному», «От теории к практике». В рубрику, которая обозначена маркером «Web-ресурсы», включены ссылки на интернет-ресурсы в качестве дополнительного материала по изучаемой теме (в том числе и на иностранном языке). Новые термины и понятия, обозначенные в учебной программе, включены в словарь в конце учебного пособия.
Отсылка к повышенному уровню — П1, §1-1.
Материал для повышенного уровня размещён на национальном образовательном портале (http://profil.adu.by).
Для более качественной подготовки к учебным занятиям, получения новых географических знаний следует обращаться к электронным ресурсам, литературным источникам, справочникам и картографическому материалу.