Тематический план
- ОБЩЕЕ
- ВВЕДЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Вспоминаем. Кто из учёных первым употребил термин «география»? Почему карту называют «альфой и омегой» географии? Почему география имеет право называться самостоятельной наукой?
Для чего мы это изучаем? Почему современному человеку столь необходимы знания в области социально-экономической географии? Мы узнаем, как отсутствие знаний по географии может привести к проблемам развития государства. Возрастает ли роль географии как науки в условиях глобализации?
- РАЗДЕЛ I. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
- ТЕМА 1 (*1). ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЫ МИРА
ТЕМА 1 (*1). ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЫ МИРА
Вспоминаем. Что такое политическая карта мира? В чём заключается динамичность политической карты мира? Какие этапы формирования прошла современная политическая карта мира? Какие государства имеют самую большую площадь?
Для чего мы это изучаем? Почему современному учащемуся необходимо знать особенности формирования политической карты мира? Предположите, для каких специальностей в будущем эта тема станет наиболее актуальной. В каких учреждениях образования и на каких специальностях возможно получить образование, связанное с глубокими знаниями процессов, происходящих на политической карте мира?
Вспоминаем. Почему возникают конфликты между людьми? Приведите примеры известных вам конфликтов, происходящих на планете. Какая организация играет важную роль в решении региональных и локальных конфликтов?
Для чего мы это изучаем? Почему в настоящее время вызывают тревогу возникающие конфликты? Предположите, почему появилось новое направление в географии — геоконфликтология. Сферой деятельности каких специалистов является разрешение региональных и локальных конфликтов?
- ТЕМА 2 (*2). ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И ГЕОПОЛИТИКА
ТЕМА 2 (*2). ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И ГЕОПОЛИТИКА
Вспоминаем. Какую информацию вы можете получить из политической карты мира? Каковы основные черты независимых государств? Какие формы правления и государственного устройства вы можете назвать для современных стран мира?
Для чего мы это изучаем? Знания каких учебных предметов вам сегодня будут необходимы при изучении данной темы? Сферой деятельности каких специалистов является политическая география?
Вспоминаем. Что такое политическая география? Что является объектом изучения политической географии? Каковы основные черты политико-географического положения Республики Беларусь?
Для чего мы это изучаем? Для чего современному государству необходимо вырабатывать стратегию развития в области геополитики (геостратегию)? Какие вопросы составляют сферу интересов политической географии и геополитики? Какими знаниями должен обладать современный специалист в области геополитики?
- РАЗДЕЛ II. ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА
- ТЕМА 3 (*3). ГЕОГРАФИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
ТЕМА 3 (*3). ГЕОГРАФИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Вспоминаем. Что такое демография? Каковы основные современные демографические тенденции регионов мира? В чём заключается суть демографических проблем?
Для чего мы это изучаем? Почему сегодня необходимо знать основные демографические тенденции? Какие проблемы влечёт за собой рост численности населения? Предположите, областью деятельности каких специалистов является изучение демографических процессов. В каких учреждениях образования и на каких специальностях возможно получить образование, связанное с изучением демографических процессов?
Вспоминаем. Кого на Земле больше: женщин или мужчин? Почему? У кого выше продолжительность жизни: у женщин или мужчин? Какие различия по странам в структуре по полу вы можете назвать?
Для чего мы это изучаем? Как влияет половозрастная структура населения на экономику страны? Какие проблемы влечёт за собой старение населения? Как по половозрастным пирамидам можно спрогнозировать количество экономически активного населения в будущем? Какая основная задача, на ваш взгляд, возложена на специалистов в области демографии?
Вспоминаем. От каких факторов зависит возрастная структура? Какими признаками характеризуется регрессивный тип возрастной структуры? В каких странах от представлен?
Вспоминаем. Какие факторы влияют на демографическую ситуацию в стране? Что такое демографический взрыв? С какими факторами социально-экономического развития связан демографический взрыв?
Для чего мы это изучаем? Для чего государству необходимо регулировать рост численности населения страны? Какие проблемы влечёт за собой резкое изменение численности населения? К каким последствиям может привести устойчивое снижение рождаемости населения и увеличение его смертности в результате старения?
- ТЕМА 4 (*4). ГЕОГРАФИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ
ТЕМА 4 (*4). ГЕОГРАФИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ
Вспоминаем. Что такое миграция? Какие причины вызывают миграцию населения?
Для чего мы это изучаем? Как влияет миграция на демографическую ситуацию в стране? С какими проблемами сталкиваются мигранты в принимающей стране?
Вспоминаем. Проблемы какого характера способствуют международной миграции? Вспомните события, которые вызвали наиболее масштабные перемещения людей в истории человечества. Какие проблемы они повлекли за собой?
Для чего мы это изучаем? Что необходимо предпринимать государству, чтобы не допустить значительных масштабов эмиграции? Какие проблемы влечёт за собой международная миграция?
Вспоминаем. По каким причинам люди могут покидать свою страну? Какая причина является основной в современной международной миграции? Какие события заставляют людей вынужденно покидать своё местожительство?
Для чего мы это изучаем? Как вы думаете, какая разница существует между понятиями «беженец» и «мигрант»? Какие проблемы влечёт за собой беженство?
- ТЕМА 5 (*5). ГЕОГРАФИЯ РАССЕЛЕНИЯ МИРА
ТЕМА 5 (*5). ГЕОГРАФИЯ РАССЕЛЕНИЯ МИРА
Вспоминаем. Когда и где появились первые люди на нашей планете? Равномерно ли размещено население на Земле? Какие факторы определяют размещение людей?
Для чего мы это изучаем? Как влияет изменение плотности населения на экономическое развитие страны? Какие проблемы влекут за собой природные катаклизмы и как это отражается на размещении населения? Какие прогнозы относительно размещения возможно сделать, используя статистические демографические показатели? Знания каких терминов и понятий, изученных ранее, вам необходимы будут при изучении темы?
Вспоминаем. Какие основные формы расселения сложились в зависимости от физико-географических условий в процессе заселения Земли людьми? Что такое населённый пункт? Какие типы населённых пунктов вы знаете? Что вы понимаете под процессом урбанизации?
Для чего мы это изучаем? Как город влияет на окружающую среду? Специалисты каких профессий необходимы для решения проблем развития города?
- ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО РАЗДЕЛАМ I, II
- РАЗДЕЛ III. ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
- ТЕМА 6 (*6). СТРУКТУРА И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
ТЕМА 6 (*6). СТРУКТУРА И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Вспоминаем. Какие факторы и события способствовали формированию современного мирового хозяйства? Какие показатели отражают уровень социально-экономического развития стран? Чем отличаются экономики развитых и развивающихся стран мира? Какие отрасли в структуре мирового хозяйства отличаются наибольшей динамичностью в своём развитии?
Для чего мы это изучаем? Как определить уровень участия страны в мировом хозяйстве? В чём проявляется глобализация мирового хозяйства? Предположите, областью деятельности каких специалистов является изучение развития мирового хозяйства. Проблемы развития мирового хозяйства — это проблемы специалистов лишь экономических профессий или каких-либо других?
Вспоминаем. В результате каких процессов в мире появилась глобализация? В чём она проявляется? Какие преимущества и недостатки имеет глобализация? Для чего используется сеть Интернет?
Для чего мы это изучаем? Какие поисковые системы в интернете вы знаете? Необходим ли вам интернет для подготовки к учебным предметам в школе? Как помогает вам сеть Интернет в повседневной жизни? Для каких целей его используют ваши знакомые?
Вспоминаем. На каком учебном предмете вы узнали о разделении труда между людьми? Когда оно появилось? Какие страны обладают значительными запасами природных ресурсов? Какие регионы и страны характеризуются высоким уровнем развития индустриального сектора мирового хозяйства? В каких странах происходит быстрое развитие сферы услуг?
Для чего мы это изучаем? Для чего стране необходимо участие в мировой торговле? Какие факторы являются основными при международном географическом разделении труда? Почему специализация и кооперирование дополняют друг друга?
Вспоминаем. Почему международное географическое разделение труда представляет собой исторический процесс? На каких видах экономической деятельности специализируются развитые и развивающиеся страны в МГРТ?
Для чего мы это изучаем? Какими знаниями должен обладать успешный в бизнесе человек? Какие иностранные предприятия представлены сегодня в Беларуси?
Вспоминаем. Почему страны образуют торговые и экономические союзы? Какие ведущие интеграционные объединения существуют в мире? Каково их значение в мире? Каковы основные цели создания Европейского Союза, СНГ?
Для чего мы это изучаем? Почему в настоящее время между странами создаются интеграционные объединения? По какой причине наибольшее количество интеграционных объединений возникает в развивающихся странах?
Вспоминаем. Назовите наиболее значимые научные достижения в промышленности и сельском хозяйстве? В каких странах произошли главные научные открытия и чем это можно объяснить?
Вспоминаем. Какие факторы лежат в основе международного географического разделения труда и в каких формах оно проявляется? Назовите примеры интернационализации национальных хозяйств на примере производства продукции машиностроения.
Вспоминаем. К каким последствиям приводит чрезмерное использование природных ресурсов? Какие природные ресурсы относятся к исчерпаемым? Какие природные ресурсы являются возобновляемыми?
Для чего мы это изучаем? Как вы понимаете, что такое энергосберегающие технологии? Какие виды энергосберегающих товаров ежедневного потребления мы сегодня активно используем? Какие экологические проблемы решают энергосберегающие технологии?
- ТЕМА 7 (*7). ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА МИРА
ТЕМА 7 (*7). ГЕОГРАФИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА МИРА
Вспоминаем. Как природные условия влияют на специализацию сельского хозяйства? Какая закономерность географической оболочки определяет развитие сельского хозяйства? Как природные условия повлияли на специализацию сельского хозяйства в странах Африки? Какими факторами для развития сельского хозяйства, кроме природных, располагают развитые страны Северной Америки? Какие отличительные особенности имеет специализация сельского хозяйства стран Европы?
Для чего мы это изучаем? Какие вы знаете профессии, связанные с работой в агропромышленном комплексе? Какие учреждения образования готовят специалистов в области сельского хозяйства?
Вспоминаем. Какие культуры относят к техническим? Какие природные условия необходимы для выращивания хлопчатника, льна, сахарного тростника? Какой регион мира специализируется на выращивания льна, какой — на выращивании сахарного тростника, а какой — на выращивании хлопчатника?
Для чего мы это изучаем? Продукцию из каких технических культур используют в пищевой промышленности? Из какой технической культуры производят крахмал?
Вспоминаем. Какие отрасли выделяют в сельском хозяйстве? Какие подотрасли входят в животноводство? Почему скотоводство занимает ведущее место в животноводстве?
Для чего мы это изучаем? Почему животноводство по стоимости продукции преобладает над растениеводством? Какие проблемы, на ваш взгляд, сегодня актуальны для животноводства?
- ТЕМА *8. ГЕОГРАФИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МИРА
ТЕМА *8. ГЕОГРАФИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МИРА
Вспоминаем. Что такое лесистость? Равномерно ли размещены лесные ресурсы на Земле? Чем отличается география размещения лесных ресурсов в северном и южном полушариях? Каково значение леса в жизни человека?
Для чего мы это изучаем? Предположите, возможно ли в настоящее время человеку полностью отказаться от использования древесины и заменить её новыми конструкционными материалами? Что вы можете сделать в целях сохранения лесных ресурсов? Какие изменения природных процессов вызывают сокращение площади лесных ресурсов?
Вспоминаем. Какие производства входят в лесопромышленный комплекс? Какую продукцию производят предприятия лесопромышленного комплекса? Что такое лесохимия?
Для чего мы это изучаем? Какую продукцию лесопромышленного комплекса вы используете ежедневно? Какие предприятия лесопромышленного комплекса работают в вашем населённом пункте?
- ТЕМА *9. ГЕОГРАФИЯ РЫБОЛОВСТВА И АКВАКУЛЬТУРЫТекущая тема
ТЕМА *9. ГЕОГРАФИЯ РЫБОЛОВСТВА И АКВАКУЛЬТУРЫ
Вспоминаем. Как давно возникло рыболовство? Какие промысловые виды рыб вам известны? Какой океан отличается наибольшим биоразнообразием? Что такое аквакультура и какие проблемы она решает? Какие виды морских обитателей находятся на грани исчезновения?
Для чего мы это изучаем? Почему человеку необходимо употреблять в пищу рыбу и морепродукты? Какие сорта рыбы наиболее полезны? Что является причиной сокращения биологических ресурсов Мирового океана? Какие проблемы существуют в мировом рыболовстве? Доступно ли занятие аквакультурой любому жителю планеты? Какие виды рыб выращивают в рыбных хозяйствах?
- ТЕМА 8 (*10). ГЕОГРАФИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МИРА
ТЕМА 8 (*10). ГЕОГРАФИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МИРА
Вспоминаем. Какие отрасли относят к добывающей и обрабатывающей промышленности? Какие отрасли специализации характерны для обрабатывающей промышленности развитых и развивающихся стран? Как отраслевая структура промышленности отражает уровень развития страны. Чем определяется размещение промышленных предприятий?
Для чего мы это изучаем? Будут ли в ближайшее время происходить значительные изменения в структуре промышленности? Считаете ли вы, что от уровня развития промышленности зависит уровень развития экономики страны в целом? Ответ объясните. Какие отрасли промышленности возникли в конце XX – начале XXI в.?
Вспоминаем. Какие ресурсы мира относятся к энергетическим? Какие страны мира располагают крупными запасами нефти и природного газа? Какие страны обладают крупными запасами каменного угля? Какие виды электростанций существуют?
Для чего мы это изучаем? Возможно ли сегодня представить жизнь без электрической энергии? Почему развитие энергетики оказывает определяющее влияние на развитие всех остальных видов хозяйственной деятельности людей? Существуют ли проблемы в обществе, связанные с развитием энергетического комплекса?
Вспоминаем. Руды каких металлов относятся к чёрным металлам, каких — к цветным? Из чего производится первичный металл, из чего — вторичный? Какие факторы влияют на размещение металлургических производств? Как связаны между собой электроэнергетика и производство цветных металлов?
Для чего мы это изучаем? Возможно ли сегодня отказаться от использования металлов и заменить их иными конструкционными материалами? Оказала ли влияние НТР на развитие металлургического комплекса? Для чего население собирает металлолом?
Вспоминаем. Что такое машиностроение? Какие виды продукции производит машиностроение? Приведите примеры трёх государств, являющихся мировыми лидерами по производству продукции машиностроения.
Для чего мы это изучаем? 1. Представьте, что перед вами стоит задача по открытию предприятия машиностроения. С чего вы начнёте реализацию поставленной задачи? Какие факторы размещения производства и почему вы будете учитывать? 2. В настоящее время всё больше научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок внедряется в машиностроение. Изменится ли эта тенденция в ближайшее время? 3. Какие изменения претерпели крупнейшие предприятия машиностроения нашей страны?
Вспоминаем. Что является сырьём для развития химической промышленности? Какие виды продукции производит химическая промышленность? Чем отличается специализация химической промышленности развитых и развивающихся стран мира?
Для чего мы это изучаем? Предположите, возможно ли в настоящее время человеку полностью отказаться от использования продукции химической промышленности. Какую продукцию химического производства ваша семья использует ежедневно? Как вы считаете, нужны ли современному обществу высококвалифицированные специалисты в области химического производства и почему ежегодно обновляется перечень специальностей по подготовке специалистов-химиков в учреждениях образования?
Вспоминаем. Какие изменения происходят в отраслевой структуре мирового хозяйства под влиянием научно-технического прогресса? Приведите примеры новых видов химической продукции, продукции пищевой промышленности, появившиеся в результате развития науки. Какое влияние оказала третья НТР на развитие сферы услуг? Какие подотрасли и виды экономической деятельности относят к высокотехнологичным?
Вспоминаем. С какими отраслями мирового хозяйства тесно связаны лёгкая и пищевая промышленность? Почему предприятия лёгкой и пищевой промышленности имеются почти в каждом городе? Какие факторы являются основными при размещении предприятий лёгкой и пищевой промышленности?
Для чего мы это изучаем? Возможно ли сегодня представить экономику страны без лёгкой и пищевой промышленности? Какие предприятия лёгкой и пищевой промышленности работают в вашей местности? Как вы считаете, где целесообразно размещать предприятия лёгкой и пищевой промышленности?
- ТЕМА 9 (*11). ГЕОГРАФИЯ СЕКТОРА УСЛУГ МИРА
ТЕМА 9 (*11). ГЕОГРАФИЯ СЕКТОРА УСЛУГ МИРА
Вспоминаем. В чём заключается отличие экономики постиндустриальных стран от индустриальных? К какому сектору экономики относится сфера услуг? В каких странах мира по уровню социально-экономического развития она наиболее развита? На каких видах услуг специализируются в международном географическом разделении труда страны Европы?
Для чего мы это изучаем? Какими услугами ваша семья пользуется наиболее часто? Какие профессии связаны с работой в сфере услуг? На какой из профессий сферы услуг вы бы остановили свой выбор и почему? Какие учреждения образования готовят специалистов для работы в различных отраслях сферы услуг?
Вспоминаем. Какие виды транспорта вы знаете? Каковы отличительные черты воздушного транспорта? Чем отличается автомобильный транспорт от других его видов? Какие проблемы вызывает развитие железнодорожного транспорта? Какие грузы перевозят трубопроводным транспортом?
Для чего мы это изучаем? Какие географические знания нужны, чтобы спроектировать и построить железную дорогу? Если вам придётся планировать путешествие, как вам помогут знания географии транспорта? Представьте себя директором строящегося металлургического комбината. Как правильно выбрать поставщика железной руды, если комбинат расположен в районе, где она отсутствует, но есть другие факторы размещения?
Вспоминаем. Какими видами услуг вы пользуетесь чаще всего? Что такое туризм? Пользуетесь ли вы или ваши знакомые туристскими услугами? В каких странах вы побывали?
Для чего мы это изучаем? Почему с каждым годом растёт количество туристских прибытий? Хотели ли бы вы работать в сфере туризма и почему? Какой вид туризма вам нравится больше всего и почему?
Вспоминаем. К какой группе услуг относятся финансовые услуги? Почему финансовые услуги являются одними из старейших и самых распространённых в мире? Чем можно объяснить, что среди крупнейших ТНК мира находятся крупнейшие банки?
Для чего мы это изучаем? Представьте ситуацию, когда ваши знакомые планируют совершить крупную покупку, но не располагают всей суммой денег. Как вы посоветуете им поступить? Представьте, что вы накопили определённую сумму сбережений и обратились в банк за недостающей суммой. Как вы распорядитесь своими сбережениями и на что посоветуете всем обратить внимание при совершении банковских операций?
Вспоминаем. Почему интернет называют Всемирной паутиной? Что такое информационно-коммуникационные технологии? Какие сферы деятельности человека более всего связаны с информационно-коммуникационными технологиями?
Для чего мы это изучаем? Почему человеку необходим интернет? Почему развитию IT-сферы уделяют значительное внимание во всём мире? Какие специальности, связанные с информационно-коммуникационными технологиями, сегодня наиболее востребованы?
Вспоминаем. В чём сходства и различия между научно-техническим прогрессом и научно-технической революцией? Каковы основные направления научно-технического прогресса? Для каких отраслей мирового хозяйства характерны наибольшие затраты на научные исследования? В каких странах получили наибольшее развитие отрасли высоких технологий? Чем это можно объяснить?
Для чего мы это изучаем? Какие старейшие университеты мира вы знаете? Что такое технопарк? На каких направлениях научных исследований они специализируются? С чем это связано?
- ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ III
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ
- ПРИЛОЖЕНИЯ