ОТ АВТОРОВ

Уважаемые учащиеся!

Вы приступаете к изучению основного школьного курса по социально-экономической географии. Он называется «Социально-экономическая география мира» и тесно связан со знаниями, которые вы получили ранее. Вы изучили начальный курс социально-экономической географии и знаете основы географии населения. Вы получили знания о регионах, странах мира — об их природных ресурсах, хозяйстве и его специализации, основных экономических центрах. Вы научились различать страны по уровню социально-экономического развития. Учебная дисциплина «География Беларуси» также обогатила вас знаниями по экономической географии. Теперь каждый из вас сможет рассказать об особенностях населения нашей страны, из каких отраслей и видов экономической деятельности складывается наш хозяйственный комплекс и объяснить, почему сложилась такая специализация. А используя географические карты, вы уже уверенно прокладываете маршруты из одной области в другую и знаете, где и какие расположены города, основные экономические центры и главные транспортные артерии. Все эти знания пригодятся и помогут нам при изучении социально-экономической географии мира.

Нам с вами предстоит увлекательное путешествие, потому что ни один раздел географической науки так сильно не связан с развитием общества и нашей повседневной жизнью, как социально-экономическая география мира. Каждая страна и каждый из нас своими ежедневными действиями, связанными с демографическими событиями, производством и потреблением товаров и услуг, торговлей, международными экономическими отношениями, становятся частью единого целого — социально-экономической географии мира — и формируют её новый географический образ. Но наше путешествие не будет простым, потому что именно социально-экономическая география мира как никакой другой раздел географической науки является самым динамичным и стремительно развивающимся. Успеть получить самые актуальные знания, чтобы стать современной и грамотной личностью, которая использует новые термины на новом языке социально-экономической географии и умеет объяснять не только причины и последствия, но и делать прогноз процессов, — вот наши основные задачи.

Изучая социально-экономическую географию мира, вы станете по некоторым вопросам консультантами для своих родителей. Но об этом — впереди.

Наше учебное пособие состоит из трёх основных разделов. В первом мы узнаем о политической географии и геополитике, о новейших процессах на политической карте мира, в том числе связанных с конфликтами. Второй раздел посвящён изучению географии населения — особенностям и закономерностям естественного движения населения, международной миграции, размещения, расселения и урбанизации. Третий раздел — самый обширный. В нём будут раскрыты основные факторы развития мирового хозяйства, их влияние на географию отраслей и видов экономической деятельности. Особое внимание уделено вопросам географии сферы услуг как наиболее активно развивающейся в эпоху постиндустриализации и развития информационно-коммуникационных технологий.

Для того чтобы вам было легче и интереснее усваивать непростой материал, в учебном пособии в каждом параграфе вы увидите две группы маркеров на странице слева: маркеры-помощники и маркеры-контролёры.

В начале параграфа вам предлагается два маркера. Маркер «Вспоминаем»  нужен нам для актуализации ранее полученных знаний, необходимых для дальнейшего изучения материала. Маркер «Для чего мы это изучаем?»  содержит вопросы, раскрывающие практическую значимость изучаемого материала либо направленные на решение проблем развития общества и мира.

В тексте параграфа вы также увидите несколько разных маркеров. Новые термины и понятия, обозначенные в учебной программе, вы заметите по маркеру  «Географический словарь», они выделены полужирным шрифтом. Маркер «В мире всё взаимосвязано»  направлен на установление связей между учебными предметами, внутри уже изученных географических предметов, а также на использование знаний из научных областей, не связанных с географией. Под маркером  «Поразмышляем» представлены задания, направленные на активизацию вашей познавательной деятельности и установление причинно-следственных связей. Эти задания требуют внимательного изучения текста и отражают вашу читательскую грамотность. Наверняка, среди вас есть те, кто наиболее увлечён социально-экономической географией. Для вас мы подготовили рубрику «В мире интересного» с маркером  и дополнительной информацией по теме познавательного характера. А тем, кто решит связать свою будущую профессию с экономической географией, мы предлагаем вступить в «Клуб знатоков-экономикогеографов» —  . Под этим маркером будет представлена дополнительная информация по теме информационно-поискового характера. Какая же география без карты, она всегда рядом с маркером  — «Поработаем с атласом». Изучая социально-экономическую географию мира, важно знать, какую позицию в мире занимает либо какую специализацию имеет наша страна — Республика Беларусь. Для этого в параграфе вы увидите маркер  — «Мир и Беларусь». Современную географию мирового хозяйства уже невозможно представить без транснациональных компаний (ТНК). Материал о них вы встретите под маркером   — «В мире ТНК».

Программная номенклатура выделена в тексте параграфов красным цветом.

В конце параграфа вспомнить самое главное из него поможет маркер «Подведём итоги» . За ним пойдут несколько маркеров-контролёров с заданиями разного уровня для самоконтроля и проверки знаний и умений — «Проверим свои знания» , «От простого к сложному» , «От теории к практике» . Данный блок содержит разноуровневые вопросы, творческие и проблемные задания. В самостоятельный блок, который обозначен маркером «Путешествие по Глобальной сети» , включены ссылки на ресурсы интернета по изучаемой теме. Эти ссылки приведены в виде QR-кодов, которые отсылают к официальным сайтам международных организаций либо ТНК.

Для уроков обобщающего повторения, которые предусмотрены учебной программой, мы предлагаем задания трёх видов: «Проверим свои знания», «Поработаем с атласом» и с новым для вас маркером в учебном пособии — «Прогнозируем»  .

Отсылка к повышенному уровню — и .

Материал для повышенного уровня размещён на национальном образовательном портале. С материалами повышенного уровня могут работать и те учащиеся, которые изучают географию на базовом уровне. Таким образом, каждый из вас может выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию.


(Пока объявлений нет)