ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы завершили изучение учебного курса по социально-экономической географии мира. У каждого из вас сформировался свой багаж впечатлений. Это связано с тем, что для кого-то определённые темы остались в памяти как самые интересные, а кому-то из вас иногда было сложно. Но, несомненно, все вы стали обладателями современных, актуальных и даже уникальных знаний по социально-экономической географии мира, которыми не владели ваши предшественники, потому что пять, а тем более 10 лет назад мир развивался совсем по-другому.

В начале изучения учебной дисциплины мы с вами говорили о быстром и интенсивном развитии мира. Доказательством этому являются события в развитии мирового хозяйства и населения, которые произошли за этот учебный год. Попробуйте вспомнить и перечислить несколько наиболее важных из них.

Вы выполнили много заданий разного уровня. Однако за значительным объёмом материала по социально-экономической географии мира стоят теперь не только обширные знания. Являясь современниками информационной эпохи и эпохи услуг, вы стали информационно грамотными личностями, потому что благодаря постоянным путешествиям на уроках по Глобальной паутине вы освоили компетенции социально-экономической и демографической Web-навигации, чем не владели ваши предшественники. Теперь у вас за плечами широкий набор наиболее репрезентативных сайтов по каждой изученной теме.

Вы овладели навыками характеристики географии мирового хозяйства и демографических процессов, получили объяснение их причин и последствий. В результате у вас сформировался географический образ мышления, а также вырос уровень географической культуры.

Из-за динамизма социально-экономических процессов мира многие учёные-географы сегодня, несмотря на богатую историю, называют социально-экономическую географию молодой наукой. Объясняют они это появлением в её структуре большого количества новых направлений (вспомните некоторые из них) и постоянно растущей прикладной значимостью экономической географии в XXI в.

От успехов развития современной социально-экономической географии напрямую зависит жизнь человеческого общества. Экономико-географические исследования оказываются необходимыми для решения проблем и поиска наиболее рациональных путей организации общества: размещения населения, эффективного использования природных ресурсов, размещения предприятий, строительства дорог и других мероприятий, которые должны осуществляться в интересах не только сегодняшнего, но и будущих поколений.

Именно поэтому одним из наиболее важных результатов изучения вами социально-экономической географии мира стал полученный опыт определения современных проблем политической географии и геоконфликтологии, населения, развития отраслей мирового хозяйства и знание ведущих международных организаций, координирующих их. Этот опыт пригодится вам, потому что глобальные проблемы социально-экономического развития мира станут одними из основных объектов изучения географии в следующем учебном году.

Вы узнаете об основных демографических проблемах (депопуляции, демографическом старении, международной миграции), их последствиях и путях решения. Одной из важных глобальных проблем человечества является продовольственная. Какова её сущность, географические проявления и главные последствия, вам ещё предстоит изучить. Вы также узнаете о проблеме исчерпаемости ресурсов, энергетической и ряде других. Основными принципами их решения станут разработанные ООН Цели в области устойчивого развития (ЦУР) до 2030 г., которые являются своеобразным призывом к действию, исходящим от всех стран — бедных, богатых и среднеразвитых, — и нацелены на улучшение благосостояния и защиту нашей планеты.

Навстречу новым знаниям о глобальных проблемах человечества!