- General
- Глава 5
Глава 5
Вы узнаете:
- о структуре биоценоза, биотопа, биогеоценоза, экосистемы;
- о связях и взаимоотношениях организмов в биоценозах;
- о функциональных группах организмов, цепях и сетях питания в экосистеме, продуктивности экосистем;
- о динамике экосистем и экологической сукцессии;
- о разнообразии биомов и влиянии человека на их состояние;
- основные агроэкосистемы, отличия от естественных экосистем, пути повышения их продуктивности.
Вы научитесь:
- объяснять взаимодействие и взаимосвязь компонентов экосистемы;
- составлять цепи и сети питания, экологические пирамиды и анализировать их;
- характеризовать продуктивность экосистем;
- сравнивать естественные и искусственные экосистемы;
- решать экологические задачи;
- обосновывать меры по охране естественных экосистем, по уменьшению загрязнения окружающей среды бытовыми отходами, экономному расходованию воды, электроэнергии, тепла;
- владеть приемами экологического поведения в быту, в природных и искусственных экосистемах.
- Вспомните, с какими типами связей между разными видами организмов вы познакомились при изучении растительного и животного мира.
- Как вы думаете? Благодаря чему разные виды организмов, имеющие разные потребности, могут существовать как единая биологическая система?
- Вы узнаете, что такое биоценоз (сообщество) и биотоп (экотоп), познакомитесь с трофическими, топическими, форическими и фабрическими связями между организмами.
- Вспомните, в какие типы связей вступают организмы разных видов, обитающих в одном биоценозе.
- Как вы думаете? Какие типы связей в наибольшей степени могут влиять на численность взаимодействующих видов?
- Вы узнаете о разнообразии взаимоотношений, которые могут снижать численность обоих или одного из взаимодействующих видов, об их роли в регуляции численности взаимодействующих видов.
- Вспомните, какие типы взаимоотношений приводят к снижению численности обоих или одного из взаимодействующих видов. Почему их называют регулирующими взаимоотношениями?
- Как вы думаете? Существует ли в биоценозе взаимопомощь между разными видами? Могут ли виды быть полезны друг другу?
- Вы узнаете о типах взаимоотношений, которые взаимовыгодны или выгодны одному из взаимодействующих видов, а так же об их роли в биоценозе.
- Вспомните, какие структурные компоненты входят в состав биоценоза.
- Как вы думаете? Влияет ли разнообразие видов растений, животных, грибов и микроорганизмов в биоценозе на его устойчивость?
- Вы узнаете о характеристиках видовой структуры биоценоза, позволяющих оценить степень его устойчивости.
- Вспомните, чем отличаются жизненные формы растений леса и луга.
- Как вы думаете? Отчего зависит видовой состав ярусов и их количество в вертикальной пространственной структуре?
- Вы узнаете о вертикальной и горизонтальной структуре биоценоза и причинах их формирования.
- Вспомните, что такое биоценоз и что такое биотоп.
- Как вы думаете? Какие процессы связывают биоценоз и биотоп в единую биологическую систему, способную к длительному существованию?
- Вы узнаете о понятиях «экосистема», «биогеоценоз», о распределении организмов на группы в зависимости от их роли в обмене веществ и превращении энергии.
- Вспомните, на какие функциональные группы в экосистеме разделяются организмы по роли в превращении вещества и энергии.
- Как вы думаете? Чем будут отличаться пищевые взаимоотношения, которые начинаются с зеленого растения и с листового опада?
- Вы узнаете о пастбищных и детритных цепях питания, о трофических уровнях и сети питания, обеспечивающей непрерывный круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.
- Вспомните, какие типы цепей питания существуют в экосистеме и чем они различаются.
- Как вы думаете? Почему пастбищные цепи питания не бывают длинными?
- Вы узнаете о закономерностях превращения вещества и энергии в пастбищных цепях (правило Линдемана), о типах экологических пирамид.
- Вспомните, какие закономерности превращения веществ и энергии наблюдаются в пастбищных цепях питания.
- Как вы думаете? Как распределяется в экосистеме растительная биомасса продуцентов, образующаяся в результате фотосинтеза? На какие цели расходуется корм, потребляемый консументами?
- Вы узнаете о значении понятий «биомасса» и «продукция», какие виды продукции образуются в экосистеме и как они распределяются на трофических уровнях в пастбищных цепях питания.
- Вспомните, какие сезонные изменения происходят в жизни растений и животных, населяющих природные экосистемы.
- Как вы думаете? Почему одни экосистемы длительно сохраняют свое исходное существование, а другие сменяются новыми экосистемами?
- Вы узнаете о сезонной динамике экосистем, о последовательной и закономерной смене экосистем — сукцессиях — при однонаправленном изменении условий среды.
- Вспомните, по каким экологическим факторам отличаются природные экосистемы, расположенные в разных климатических зонах.
- Как вы думаете? Почему в тундре для растений характерна низкорослость и почему там отсутствуют земноводные и пресмыкающиеся?
- Вы узнаете о существовании крупных биологических систем — биомов, познакомитесь с особенностями условий среды, представителями продуцентов и консументов биома тундры.
- Вспомните, какие причины препятствовали росту высокорослых деревьев в тундре.
- Как вы думаете? Почему в тайге много хвойных, но мало лиственных пород деревьев?
- Вы узнаете об особенностях климата, разнообразии продуцентов и консументов в биоме северных хвойных лесов.
- Вспомните, какие виды продуцентов преобладали в тайге и почему.
- Как вы думаете? Почему в биоме тайги лиственные породы деревьев не выдерживали конкуренции с хвойными, а в биоме листопадных лесов умеренной зоны они доминируют?
- Вы узнаете об особенностях климата, разнообразии продуцентов и консументов в биоме листопадных лесов умеренной зоны.
- Вспомните, какие виды продуцентов преобладали в лесных биомах и почему.
- Как вы думаете? Почему в биоме степей деревья не выдерживают конкуренции с травянистыми жизненными формами?
- Вы узнаете об особенностях климата, разнообразии продуцентов и консументов в биоме степей умеренной зоны.
- Вспомните, какие виды продуцентов преобладали в степях умеренной зоны.
- Как вы думаете? Почему саванны выделяют в отдельный биом, а не объединяют их со степями умеренной зоны?
- Вы узнаете об особенностях климата, разнообразии продуцентов и консументов в биоме саванн.
- Вспомните, какими видами представлены продуценты в степях умеренной зоны и саваннах.
- Как вы думаете? Почему в биоме пустынь резко снижено разнообразие продуцентов?
- Вы узнаете об особенностях климата, разнообразии продуцентов и консументов в биоме пустынь.
- Вспомните, какие виды продуцентов преобладают в северных хвойных лесах и лесах умеренной зоны.
- Как вы думаете? Чем обусловлено большое видовое разнообразие обитателей дождевых тропических лесов?
- Вы узнаете об особенностях климата, разнообразии продуцентов и консументов в биоме дождевых тропических лесов.
- Вспомните, откуда человек получает продукцию для своего существования.
- Как вы думаете? По каким критериям можно отличить искусственную экосистему от природной?
- Вы узнаете о структуре агроэкосистем, их отличительных особенностях от природных экосистем.
- Вспомните, чем агроэкосистемы отличаются от природных экосистем.
- Как вы думаете? Почему поле с культурными злаками не может долго сохранять свой видовой состав, а видовой состав дикорастущих злаков луговой экосистемы длительное время остается постоянным?
- Вы узнаете об особенностях структуры агроэкосистемы на примере пшеничного поля, о разнообразии агроэкосистем и путях повышения их продуктивности.