Тест «Двусоставное предложение»
1. Грамматическая основа подчёркнута правильно в предложениях:
а) Егерь с семьёй покинул деревню ещё зимой.
б) Я приходила домой только ночевать.
в) За коньком крыши обитало шесть пар воробьёв.
г) Над всеми пернатыми как будто висел какой-то злой рок.
д) После этого дела у ласточек пошли на лад (Э. Голованова).
2. Тип сказуемых определён правильно в предложениях:
а) Наука о происхождении слов называется этимологией (составное именное сказуемое).
б) Этимология — один из древнейших и интереснейших разделов языкознания (составное именное сказуемое).
в) Основателями его были древнегреческие философы (простое глагольное сказуемое).
г) Именно в их трудах появился термин этимология, составленный из двух греческих слов: etуmon — 'истина' и logos — 'слово, учение' (простое глагольное сказуемое).
д) Учёный-этимолог должен установить место и время появления того или иного слова(составное глагольное сказуемое) (из книги «Беседы о русском слове»).
3. Тире между подлежащим и сказуемым следует поставить в предложениях:
а) Топонимика __ раздел языкознания, изучающий происхождение и бытование географических имён.
б) Топонимика __ это язык земли.
в) А земля __ есть книга, где история человечества записана в географической номенклатуре*.
г) Изучать этимологию слова __ значит погружаться в глубь веков.
д) Русское слово «город» __ родственно немецкому Garten и английскому garden, которые обозначают 'сад' (из книги «Беседы о русском слове»).
4. Выделенные слова являются обстоятельством в предложениях:
а) Особенно любил я беседовать с ночными извозчиками.
б) Я возвращался с охоты.
в) Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва.
г) Она с горя отказалась нанять прекрасную дачу под Петербургом.
д) Я знал его с детства (И. Тургенев).
5. Инфинитив выполняет роль дополнения в предложениях:
а) Я пришёл к тебе с приветом рассказать, что солнце встало.
б) Душа всё так же счастью и тебе служить готова.
в) Опять земля взалкает* обновиться (А. Фет).
г) Нам строго запретили беспокоить жителей.
д) Хозяйка умоляла пощадить его (И. Тургенев).
6. Приложение правильно определено в предложениях:
а) К старухе Агафье Журавлёвой приехал сын Константин Иванович (В. Шукшин).
б) На Москве-реке почтовым пахнет клеем.
в) У реки Оки вывернуто веко.
г) Курицы-красавицы пришли к спесивым павам.
д) Телефоны-старики — те поймут мои звонки! (О. Мандельштам).
7. Дефис между определяемым словом и приложением следует поставить в предложениях:
а) Спокойствие, товарищ полковник, мы же не в Филях.
б) Бабка Агафья накрыла на стол.
в) Позвольте вам заметить, господин кандидат, что кандидатство — это ведь не костюм.
г) Бегали к учительнице домой — узнавать фамилию графа поджигателя.
д) Алёша аккуратно сложил поленья возле печки каменки (В. Шукшин).
8. Выделенные слова выполняют роль определения в предложениях:
а) Я знак бессмертия себе воздвигнул превыше пирамид и крепче меди (М. Ломоносов).
б) Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, металлов твёрже он и выше пирамид (Г. Державин).
в) Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа (А. Пушкин).
г) Всех строже оценить умеешь ты свой труд (А. Пушкин).
д) В косу лента вплетена ярче радуги (из народной песни).
9. Ошибка в согласовании определений допущена в предложениях:
а) Три правильные ответа предусмотрены в тесте.
б) Четыре убористые страницы в учебнике посвящены этой теме.
в) На уроке мы выполнили два сложных задания.
г) Первых два часа мы выполняли задание на черновике.
д) В вагоне было три свободных купе.
10. Все характеристики предложения указаны верно:
а) Акварель — удивительный вид живописи, весь состоящий из противоречий. (Повествовательное, распространённое, двусоставное, осложнённое обособленным определением, с составным именным сказуемым.)
б) У Костика не оказалось ни музыкального слуха, ни голоса. (Повествовательное, распространённое, односоставное, осложнённое однородными дополнениями.)
в) Меня попросили спеть! (Побудительное, односоставное, распространённое, с составным глагольным сказуемым.)
г) Самолёт пошёл на снижение? (Вопросительное, двусоставное, распространённое, с простым глагольным сказуемым.)
д) Кто из нас не писал контрольных! (Двусоставное, распространённое, представляет собой риторический вопрос; с подлежащим, выраженным вопросительным местоимением.)