Комплексное задание

1. Прочитайте текст.

(1) Проведём эксперимент. (2) Возьмём первую фразу какого-либо произведения и задумаемся: какой должна быть следующая фраза? (3) Конечно, мы не сможем угадать предложение дословно. (4) Но сказать, о чём будет следующая фраза, нам вполне по силам. (5) Для этого надо внимательно проанализировать первую фразу. 

(6) Итак, начали. (7) Вот первая фраза рассказа А. П. Чехова «Студент». 

(8) Погода вначале была хорошая, тихая. 

(9) О чём может идти речь дальше? (10) Разумеется, о погоде. (11) Естественно, читатель ждёт продолжения. (12) И интуиция нас не обманывает. (13) Далее у Чехова читаем: 

(14) Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело. 

(15) Но и сейчас нет ощущения законченности мысли. (16) Что-то ещё недосказано. (17) Но что? (18) Вернёмся снова к первой фразе. (19) Здесь очень важно наречие вначале. (20) Значит, затем погода изменилась. (21) Как изменилась? (22) Предполагается противопоставление. (23) И наши читательские предположения оправдываются. (24) Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер. (25) По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. (26) Запахло зимой. (27) Так заканчивается первый абзац. 

(28) Итак, каковы результаты нашего эксперимента? (29) Между предложениями текста, как мы убедились, существует теснейшая взаимосвязь. (30) И эта связь не случайна, не произвольна. (31) Она действует «с точностью зубчатой передачи», подчиняется определённым правилам, закономерностям. (32) Связи между предложениями исследуются специальной наукой — лингвистикой текста (по Г. Солганику).

2. Определите стиль речи. Обоснуйте ответ.

3. Определите тип речи. Аргументируйте свою точку зрения.

4. Предложите несколько заголовков для текста.

5. Укажите, какие из приведённых утверждений соответствуют содержанию текста:

А. Тема текста — рассказы А. Чехова.

Б. Основная мысль — продемонстрировать мастерство Чехова-новеллиста*.

В. Знакомясь с текстом, читатель предполагает, что будет дальше.

Г. Предложения в тексте тесно связаны между собой.

Д. Правила и законы построения текста изучает лингвистика текста.

6. Найдите в тексте односоставные предложения, определите их типы и способ выражения главного члена.

7. Найдите в тексте неполные предложения. Какие члены предложения пропущены?

8. В каких предложениях используются вводные слова? С какой целью это сделано?

9. Одинаков ли способ образования выделенных наречий? Докажите.

10. Найдите в тексте местоимения, определите их разряды.

11. Объясните выделенные орфограммы.

12. Найдите в тексте имя прилагательное в форме превосходной степени и имена прилагательные в краткой форме.

13. Прочитайте первые фразы рассказов А. Чехова «Верочка» и «Выигрышный билет». Как вы думаете, о чём пойдёт речь дальше? Проверьте себя, познакомившись с содержанием рассказов.

А. Иван Алексеевич Огнев помнит, как в тот августовский вечер он со звоном отворил стеклянную дверь и вышел на террасу.

Б. Иван Дмитрич, человек средний, проживающий с семьёй тысячу двести рублей в год и очень довольный своей судьбой, как-то после ужина сел на диван и стал читать газету.

Последнее изменение: Среда, 31 Август 2022, 15:26