§ 22–2. Конфессиональная политика в БССР в 1920—1930-е гг.

1. Отношение советской власти к религии. Политика «воинствующего атеизма»

После прихода к власти большевиков в 1917 г. положение религиозных конфессий коренным образом изменилось.

Церковь была отделена от государства, а школа – от церкви. Советское государство декларировало свободу совести, признавало за всеми гражданами свободу религиозной и антирелигиозной пропаганды.

Вместе с тем отношение советского государства к религиозным конфессиям на протяжении всего периода существования СССР определялось отрицанием религии как мировоззрения. Партийными и государственными органами активно поддерживался атеизм.

Советское государство контролировало и вмешивалось в дела религиозных организаций. Были изъяты церковные земли и другая недвижимость, устанавливались высокие налоги для духовенства и на церковные здания. Церкви, костелы, синагоги разрушались либо использовались как склады, кинотеатры, спортзалы, клубы.

Широкий размах приобрела антирелигиозная пропаганда. В 1929 г. был создан Белорусский антирелигиозный университет. В этом же году в Минске прошел 1‑й ­Всебелорусский съезд безбожников.

Помимо пропаганды научно-­материалистического мировоззрения государственными органами в 1920–1930‑е гг. осуществлялись аресты и преследование духовенства и верующих.

Известно высказывание В. И. Ленина: «Мы должны бороться с религией. Это — азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс».

В 1930-е гг. чаще планировались и осуществлялись не отдельные антирелигиозные мероприятия, а специальные кампании, в которых были задействованы все имевшиеся у властей возможности и средства влияния на повседневную жизнь и религиозное сознание населения республики.

Помимо пропаганды атеизма («научно-материалистического мировоззрения») государственными органами в 1920—1930-е гг. осуществлялись массовые аресты и преследование духовенства и религиозных проповедников.

В целом в борьбе с религией и религиозностью населения в 1920—1930 гг. были достигнуты значительные успехи. В повседневной жизни празднование годовщин Октября, 1 Мая и других революционных праздников оттеснило традиционные религиозные торжества. Вплоть до 1939 г. политика ликвидации организованной религиозной жизни проводилась органами государственной власти в административном порядке.

В начале 1920-х гг. на территории Восточной Беларуси действовало около 1500 православных храмов. Весной 1922 г. началась кампания по конфискации церковных ценностей. После 1933 г. количество действующих храмов снизилось до нескольких десятков. В 1937 г. действовало всего 11 костелов. С лета 1939 г. до лета 1941 г. православное богослужение на территории Восточной Беларуси практически не осуществлялось.

Однако окончательно преодолеть религиозность в обыденном сознании и ее проявления так и не удалось.