§ 10–1. От политики «военного коммунизма» к новой экономической политике

1. Социально-экономическое положение Беларуси в 1917–1920 гг.

После Октябрьской революции 1917 г. важнейшей задачей советской власти стала организация хозяйственной жизни. На территории Беларуси под руководством советских и партийных органов осуществлялись радикальные экономические преобразования: национализировались банки и промышленность, вводился восьмичасовой рабочий день, конфисковались помещичьи и церковные земли, а также создавались первые коллективные хозяйства крестьян. Кроме того, расширялась сеть школьных учреждений, вводилось бесплатное образование, разворачивалась работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Перед новым руководством встали непростые вопросы организации хозяйственной жизни, решение которых осложнялось тем, что значительная часть территории была оккупирована германскими войсками.

В конце 1917 г. в Беларуси начали вводить рабочий контроль, который в 1918 г. действовал на 126 предприятиях, что составляло около 2/3 работающих фабрик и заводов. В конце 1917 г. был установлен контроль над финансами: шла национализация всех частных банков, на базе Госбанка был создан Народный банк, отделения которого были учреждены также в ряде городов Беларуси.

Важное место в первых социалистических преобразованиях занимала национализация капиталистической собственности. Однако на белорусских землях этому процессу препятствовала сначала германская, а затем польская оккупация. В конце 1920 г. на государственных предприятиях работало 80,1 % рабочих, на кооперативных — 0,9 %, на частных — 19 %.

В ноябре — декабре 1917 г. на белорусских землях началась реализация Декрета о земле, здесь, как и по всей стране, стали создаваться первые коллективные хозяйства — коммуны, сельхозартели и товарищества по обработке земли (ТОЗы). Первые колхозы на белорусских землях появились уже в конце 1917 — начале 1918 г. в Оршанском, Витебском, Лепельском, Быховском, Горецком и ряде других уездов.

Коммуны организовывались в основном на бывших помещичьих землях, их члены не имели личного хозяйства. Все средства производства объединялись, а распределение ресурсов шло по едокам. В артелях в личной собственности крестьян оставались дом и подсобное хозяйство, а доходы распределялись по количеству и качеству труда. В товариществах общими были только землепользование и труд, дом, инвентарь и скот оставались в собственности крестьянина. В то же время на захваченной германскими оккупантами территории были отменены декреты советской власти, восстановлены имущественные права помещиков и капиталистов. Был установлен жесткий оккупационный режим, подчинивший хозяйственную систему Беларуси нуждам и интересам Германии. Проводилась усиленная реквизиция продуктов и скота. Во многих местах была объявлена мобилизация лошадей. Все это активно вывозилось в Германию.

В феврале 1919 г. экспансию на белорусскую землю начала Польша, и к августу ее войска захватили большую часть Беларуси. На оккупированной территории был установлен жесткий оккупационный режим. Польские солдаты отбирали у крестьян то, что не успели прибрать к рукам предыдущие оккупанты. Богатства Беларуси расхищались и переправлялись в Польшу.

Первая мировая и польско-советская войны поставили Советскую Беларусь на грань экономической катастрофы. Промышленное производство в стране сократилось в несколько раз. Из 715 промышленных предприятий Беларуси после войны осталось 235. Многие из них из-за отсутствия сырья и топлива не работали. Продукция сельского хозяйства составляла менее половины от довоенной.

К 1920 г. экономика БССР оказалась в тяжелейшем положении. Протяженность железных дорог сократилась на 2/3, не хватало топлива, износился машинный парк. Заработная плата рабочих в сравнении с довоенным уровнем составляла около 20 %. Население Беларуси значительно сократилось. Многие жители края погибли на фронтах, эмигрировали, умерли от голода, болезней, эпидемий и др. Преступные группировки терроризировали население, несмотря на жесткие меры со стороны органов Чрезвычайной комиссии и милиции.