АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ
1899—1951

Он первый, кто действительно понял всё. Всё понял и понял изнутри, а не из противоположного лагеря.

А. Битов

    Андрей Платонов никогда не покидал Россию, хотя и был зачислен в разряд «неугодных» авторов. Гражданскую позицию писателя поясняют слова его героя: «...без меня народ неполный». Платонов жил скромно и не занимал высоких общественных постов, сочинял талантливейшие произведения, но долгое время его имя оставалось малознакомым советскому читателю. Только в годы перестройки началось постижение его особого художественного мира и стиля, которое требует напряжённого, вдумчивого труда.

    Андрей Платонович Климентов (настоящая фамилия писателя), можно сказать, ровесник ХХ века. Родился 26 сентября 1899 года в Ямской слободе, что близ Воронежа, в семье Платона Фирсовича и Марьи Александровны Климентовых. Детство Андрея было обычным для слободской детворы, но именно оно дало первые жизненные впечатления, позже воплотившиеся в художественных образах «взрослого детства», ребёнка как центра Вселенной. Андрей — старший сын в семье, где было 11 детей, поэтому он помогал растить и воспитывать младших сестёр и братьев. В нём накапливаются опыт пристальной наблюдательности за окружающей жизнью, огромная ответственность за других. От отца, слесаря железнодорожных мастерских, Андрею передалась страстная увлечённость техникой, навсегда определившая его интерес к точным наукам.

    Юность будущего писателя совпадает с трудным периодом в истории России. В годы Первой мировой войны Андрей Климентов по 14—16 часов работает в горячем цеху на паровозоремонтном заводе в Воронеже. В 19 лет сражается в рядах Красной армии. После установления советской власти оканчивает техникум, получает профессию инженера-мелиоратора, занимается литературой, много пишет. С осени 1918 года работает «в местной советской прессе». Он — репортёр, корреспондент воронежских газет.

    В 1922 году издаётся книга «Голубая глубина», подписанная псевдо-нимом Платонов. Это первый и единственный поэтический сборник автора. 

    Юность и молодость советского писателя Андрея Платонова одухотворена идеей строительства нового общества, грандиозными планами переустройства мира, предчувствием будущего, в котором воплотятся принципы равенства, братства, свободы. Идея масштабного преобразования в выступлениях корреспондента «Воронежской коммуны» пронизана социалистическими идеями: «Рабочему малосильны двигатели, и он надевает приводной ремень на орбиту Земли, как на шкив». Романтический максимализм приводит к убеждению: осуществлению великих замыслов не должно мешать ничто личное —любовь можно и должно испытывать только к социализму.

    Платонов становится сторонником теории «общего дела», предложенной русским философом Н. Фёдоровым (1829—1903). Он доказывал, что всеобщим усилием, концентрацией внимания на духовных началах человек может подчинить природу и добиться бессмертия. Война станет пережитком, её возникновение будет просто невозможно, а задачей армии станет защита человечества от стихийных бедствий.

    Николая Фёдоровича Фёдорова называли московским Сократом. Русский мыслитель и философ-футуролог утверждал, что в будущем в результате осуществления теории «всеобщего дела» возможно воскрешение умерших. C уважением и восхищением отзывались о Фёдорове и его воззрениях Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьёв.

    Идеи Фёдорова нашли воплощение в фантастических повестях Платонова «Потомки Солнца», «Эфирный тракт», рассказе «Лунная бомба». Герой «Эфирного тракта» занимается «выращиванием электрона», убеждён, что его открытие разрешит энергетические проблемы человечества. В рассказе «Песчаная учительница» (1927) молодая учительница Мария Нарышкина, попав на работу в расположенное среди песков село, стремится превратить пустыню в сад, упорно высаживая и выращивая растения.

    Рассказ «Песчаная учительница» имеет автобиографическую основу. Известно, что прототипом героини стала Мария Кашинцева — будущая жена Андрея Платонова. Поначалу она не хотела вступать в брак, поэтому сбежала от писателя в село за 60 км от Воронежа, где занималась ликвидацией безграмотности.

    Но фантастические проекты корректировала сама жизнь, не позволяя оторваться от реальности. Мимо внимания писателя не прошли катастрофические события, никак не увязывавшиеся с прекрасной утопией о всеобщем счастье. Платонов болезненно переживает голод в Поволжье и принимает решение: «будучи техником» не может заниматься «созерцательным делом — литературой». С 1921 по 1926 год он работает инженером-мелиоратором, специалистом по электрификации сельского хозяйства, служит в Воронежском земельном управлении. В 1926 году переведён в Москву, куда уезжает с женой Марией Александровной Кашинцевой и сыном Платоном.

    Платонов продолжает писать. В 1927 году издаётся первый прозаический сборник «Епифанские шлюзы», куда вошли повести «Город Градов», «Сокровенный человек». В рассказе «Епифанские шлюзы» автор, обдумывая настоящее, обращается к эпохе Петра Великого. В трагедии английского инженера Бертрана Перри открывается невежество и консерватизм не поддерживающего реформы Петра русского народа, бежавшего со строительства канала в скиты и глухие места. Но в упрёк инженеру-иностранцу ставятся незнание особенностей русского народа, нежелание понять его природу.

    Платонов ищет художественные средства для постижения и отображения нового общества. Они подсказаны наследием Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина. В повести «Город Градов» (1926) гротескно и остросатирически высмеивается пустопорожность «государственных жителей». Иван Федотович Шмаков пишет «Записки государственного человека», в которых доведены до абсурда «принципы обезличения человека, с целью перерождения его в абсолютного гражданина с законно упорядоченными поступками на каждый миг бытия».

    Своеобразие платоновского стиля заключается и в том, что художник осмысливает текущую современность, обращаясь к фольклорным образам и мотивам. Его Фома Пухов — главный персонаж повести «Сокровенный человек» (1927) — надевает маску «природного дурака» и с народной сметливостью и наивностью откровенно высмеивает тех, кто объявил себя «всеобщим руководителем Каспийского моря», прозаседавшихся карьеристов, достаётся от него и бюрократии, разрастающейся с быстротой плесени.

    Герои Платонова — это беспокойные скитальцы, правдоискатели, праведники, отправившиеся в дорогу, чтобы своими глазами увидеть и оценить новую жизнь. Один из них — Макар Ганушкин. Он, расстроенный увиденным, уже слёзно молит: «Нам душа дорога... Даёшь душу, раз ты изобретатель». Рассказ «Усомнившийся Макар» (1929), подвергший жёсткой критике результаты революции, был воспринят как «анархистский», «пасквиль на советскую власть».

    В 1930-е годы Платонов выступает признанным пролетарским писателем. Он мог бы стать успешным советским автором, но одним из первых понял утопию строительства социализма и ощутил остроту социальной ситуации. В его архиве осталась запись: «Теперь, когда все процессы являются высочайшим трагическим напряжением, литература должна быть криком, должна обнажать сущность вещей, —статуэтки не нужны» (20 октября 1933 года).

    В 1931 году вокруг имени Платонова разразился скандал. Напечатана «Бедняцкая хроника “Впрок”», в которой писатель, не однажды бывший свидетелем проведения коллективизации в деревне, честно описал её «перегибы». И. Сталин, прочитав рассказ, потребовал «наказать автора». На Платонова гневно обрушилась пролетарская критика. Вскоре он был причислен к «неугодным». Остался неизданным «Чевенгур» (1928), в стол легли «Котлован» (1931), «Ювенильное море» (1934). Эта трилогия-антиутопия будет издана в Советском Союзе только в 1960-е годы. Семьи Платонова коснулись репрессии. В 1938 году был арестован сын писателя Платон. Тюрьма подорвала его здоровье. Отец ухаживал за ним и сам заразился туберкулёзом.

    Однако писатель не отказался от творческой деятельности и не пытался, подобно многим, покинуть родину. Точнее и глубже других понимая суть происходящего, он, чтобы выжить физически и духовно, остаться в строю и не предать великую литературу, меняет творческую манеру.

    В трилогии — «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море» —содержание кодируется в сказовой, мифопоэтической форме, а произведения нелегко воспринимаются вследствие нарочито искажённого языка.

    Для творческой манеры писателя, с детства усвоившего логику народной загадки, характерны стилистика намёка, шифрование информации. Читатель должен сам разгадать скрытые смыслы имён собственных, образов-символов, речи, в которой органично соединены язык автора и «неправильные» высказывания героев-пролетариев.

    Творчество и судьбу Платонова в 1940-е годы определили военные события. В годы Великой Отечественной войны Платонов как военный корреспондент участвует в боях на территории Беларуси.

В. Костецкий. Возвращение

    Писатель так характеризовал эти годы: «Всю войну я провёл на фронте, в землянках... Русский народ многострадальный, такой, который цензура у меня всегда вымарывает, вычёркивает и не даёт говорить о русском народе... Я устал за войну...» Одним из первых Платонов показал правду о жестокости войны в рассказах «Никита», «Возвращение» (1946).Однако после 1946 года его вообще не печатали.

    В последние годы жизни Платонов болеет, но продолжает работать — занимается литературной обработкой народных сказок. Свою судьбу, необычную и тернистую, счастливую и трагическую, пытается осмыслить в рассказе-завещании «Неизвестный цветок», предугадывая собственное долгое забвение и воскрешение как художника, чьё появление на свет было предопределено тайными законами природы и человеческого бытия.

    Умер Андрей Платонов в Москве в 1951 году.

1. Как биография Андрея Платонова связана с историей страны? Соотнесите исторические события и факты личностного становления писателя. 

2. Опираясь на ранее изученный материал, подготовьте сообщение «Роль А. Платонова в развитии детской литературы». 

3. Подготовьте сообщение: «А. Платонов во время Великой Отечественной войны».