*М. Е. Салтыков-Щедрин

Михаил Евгафович

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

(1826—1889)

 Прокурор русской общественной жизни.

И. М. Сеченов 

  Блестящий сатирик второй половины XIX века, «человек неистощимой весёлости», «мастер такого смеха, смеясь которым человек становится мудрее» (А. В. Луначарский). М. Е. Салтыков-Щедрин писал действительно очень весело. Д. И. Писарев даже упрекал его за это: ему бы «ракету пустить да смех произвести». Щедрин сумел продолжить в русской литературе традиции Ф. Рабле и Д. Свифта, проложить дорогу для Антоши Чехонте (А. П. Чехова), М. А. Булгакова, И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, А. П. Платонова, М. М. Зощенко. Писатель смог соединить журналистику и беллетристику, заставить литературу быть злободневной сатирой.

  Будущий писатель родился 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии. Он был шестым ребёнком в семье. Отец его принадлежал к древнему, но обедневшему роду Салтыковых, а мать была купеческой дочерью. Именно она, властная, думавшая только о доходах, сумела сохранить и приумножить состояние. Но о детстве, наполненном тягостными впечатлениями, Щедрин вспоминать не любил.

  Первое произведение написано по-французски в 6 лет. Это было поздравление отцу в день рождения. В этом возрасте Михаил свободно владел ещё и немецким, а русскому несколько позже его стал обучать крепостной живописец Павел. В 1836 году М. Е. Салтыков успешно сдал экзамены и был зачислен на полный пансион сразу в третий класс Московского дворянского института. Здесь он пытается заниматься переводами из В. Гюго, Г. Гейне, успешно сдаёт экзамены за третий класс, но оставлен на второй год из-за малолетства. В 1838 году как лучший ученик переведён в Царскосельский лицей, что очень огорчило Михаила, который собирался поступать в Московский университет. В лицее М. Е. Салтыков становится одним из лучших учеников, пишет стихи. Первая публикация датируется мартом 1841 года: в журнале «Библиотека для чтения» напечатано стихотворение «Лира» за подписью «С-в 1841 г.». Однако стихотворчество уже не поощрялось в Царском Селе, поэтому будущий писатель постоянно получал плохие отметки за поведение и, несмотря на блестящие знания, был выпущен из лицея всего лишь в чине коллежского секретаря и определён на службу в военное ведомство. Как казённокоштный воспитанник здесь он должен был отработать шесть лет.

  Живя в Петербурге, М. Е. Салтыков пишет рецензии для некрасовского «Современника», начинает посещать «пятницы» М. В. Буташевича-Петрашевского, но расходится с ним во взглядах и по «счастливой случайности» не оказывается, как Ф. М. Достоевский, на Семёновском плацу. А этой случайностью стала публикация двух повестей: «Противоречия» (1847, «Отечественные записки», псевдоним М. Непанов) и «Запутанное дело» (1848, там же, за подписью «М. С.»). Первую — В. Г. Белинский назвал идиотской глупостью, а вторую — цензурный комитет признал «вредным» сочинением. Николай I указал, что нельзя служить в военном министерстве человеку, который занимается подобной литературной деятельностью. Щедрина «немедленно» отправляют в Вятку под надзор губернатора.

  «Вятский плен» длился почти восемь лет. За это время Салтыков сделал карьеру (от простого чиновника дослужился до советника губернаторского правления), очень близко познакомился с бюрократической системой, укладом жизни помещиков, крестьян — всё это станет материалом для его произведений.

  Только после смерти Николая I М. Е. Салтыков смог вернуться в Петербург и сразу начать работу над «Губернскими очерками» (1856—1857). Именно это произведение, впервые подписанное псевдонимом Н. Щедрин, приносит автору признание и популярность. Ему прочат славу будущего Гоголя.

  Писатель сотрудничает с несколькими журналами и является чиновником: в 1858 году назначен вице-губернатором в Рязань, но из-за разногласий с губернатором Н. М. Муравьёвым переведён на такую же должность в Тверь. На службе М. Е. Салтыкову пришлось трудно: не брал взяток, судил помещиков, отстаивал права крестьян.

  Только в 1862 году писатель смог ненадолго выйти в отставку и заняться исключительно литературой. Вернувшись в Петербург, Щедрин сразу же возобновляет сотрудничество с «Современником», который в тот момент оказался без ведущих критиков — Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. За 1863—1864 годы писатель смог опубликовать в журнале «Современник» 68 произведений, среди которых первые рассказы из цикла «Помпадуры и помпадурши» (1863—1874). Однако в 1864 году из-за материальных трудностей Щедрин вновь вынужден стать чиновником — начальником Казённой палаты в Пензе, что повлекло за собой два года молчания. Только в 1868 году действительный статский советник М. Е. Салтыков уйдёт в отставку навсегда (его даже не наградят орденом, как это было принято). В этом же году он станет редактором «Отечественных записок», с 1869-го и до закрытия журнала (1884) будет печататься только здесь. Щедрин возглавит это издание в 1877 году после смерти Н. А. Некрасова, на страницах журнала он опубликует пьесы А. Н. Островского, роман «Подросток» Ф. М. Достоевского, рассказы В. М. Гаршина, Д. Н. Мамина-Сибиряка и многих других.

  В конце 1860-х — начале 1870-х годов окончательно формируется индивидуальный стиль писателя, основанный на широком использовании иносказания и аллегории, которые помогали обходить цензурные запреты. Щедрин пишет циклы «Письма о провинции» (1868), «Признаки времени» (1868), «Господа ташкентцы» (1869—1872), «Благонамеренные речи» (1872—1876), «Сказки» (1869—1886), «Историю одного города» (1869—1870), романы «Господа Головлёвы» (1875—1880) и «Современная идиллия» (1877—1883). В этих произведениях создаётся сатирическая картина России того времени, высмеиваются пороки общества, показываются типичные бюрократы, реакционеры. Итог своих жизненных наблюдений автор подводит в последних произведениях: цикле «Мелочи жизни» (1868—1887) и книге «Пошехонская старина» (1887—1889).

  Писатель готовит 10-томное издание своих сочинений (при жизни его вышел только первый том), за несколько дней до смерти пишет начало книги «Забытые слова» («совесть, отечество, человечество»). Жизнь М. Е. Салтыкова-Щедрина оборвалась 28 апреля (10 мая) 1889 года. По завещанию он был похоронен в Петербурге на Волковском кладбище рядом с могилой И. С. Тургенева (позже прах писателя был перенесён).