Лирика Ф. И. Тютчева

  Идея стихотворения «Она сидела на полу…» (1858) — осознание безвозвратного ухода когда-то сильных чувств. Стихотворение проникнуто чувством горькой грусти, перерастающей в отчаяние от бессилия, невозможности влиять на ход вещей, исправить свои ошибки.

В порыве отчаяния и тяжёлых личных переживаний супруга поэта Элеонора Тютчева уничтожила значительную часть переписки с поэтом, в которой содержалось множество посвящённых ей стихов, оказавшихся безвозвратно утерянными. Этому грустному событию Ф. И. Тютчев посвятил своё стихотворение «Она сидела на полу…».

  Произведение состоит из четырёх строф. Первые две строфы — описание видимых действий. Две последние — описание внутреннего состояния героев.

  Используемые автором эпитеты: «знакомые», «горестных», «милой» и т. д.; олицетворения: «знакомые мечты», «любви и радости убитой»; сравнения: «И груду писем разбирала, // И, как остывшую золу, // Брала их в руки и бросала»; «как души смотрят с высоты»; «как от присущей милой тени» помогают раскрыть глубину главной мысли стихотворения.

  Присутствующая в произведении антитеза «любовь и горесть» служит для более глубокого раскрытия авторской мысли о разрушающей силе любви. Тютчевская инверсия: «стоял я молча в стороне», «пасть готов был на колени» позволяет автору расставить акценты на важных смысловых эпизодах и создать особую ритмику текста, в котором наблюдается недосказанность, выраженная многоточием.

  Обращение к героине дано в третьем лице в прошедшем времени. В стихотворении отмечается, что она «чудно так» глядит на «знакомые листы», пожелтевшие от времени страницы писем, хранящие в себе радости и горести прошедшей жизни; глядит даже как-то отстранённо, «Как души смотрят с высоты // На ими брошенное тело...». Герой понимает, что ничего исправить нельзя. Хрупкие листы являлись доказательством «любви и радости», обречённых на гибель. Осознание этого вызывает у поэта глубокую грусть, словно ещё одна страница его непростой жизни оказывается перевёрнутой и рассыпается пеплом, как старые письма.

  Любовь у Тютчева лишена гармонии, просветлённой пушкинской чистоты. В любви набирают силу хаотические, разрушительные стихии, которыми человек не может управлять.

  Тютчев раскрывает не только прекрасные мгновения взлёта любовных чувств, но и моменты их падения и распада.