ФУТУРИЗМ

ФУТУРИЗМ

ФУТУРИЗМ

Дыр, бул, щыл...

А. Кручёных

    Если акмеизм был исключительно русским поэтическим явлением, то футуризм зародился в Италии. Основоположником этого авангардного течения был итальянский поэт Ф. Маринетти. 20 февраля 1909 года он опубликовал «Манифест футуризма». Название направления Маринетти вывел из латинского слова futurum — будущее. Манифест провозглашал радикальный разрыв со старым, традиционным искусством и культ будущего. Ключевой лозунг, выдвинутый Маринетти, — «Слова на свободе!» — стал впоследствии краеугольным камнем русского футуризма. Итальянские футуристы ставили целью создание универсального поэтического языка, который был бы понятен всем людям на земле.

    Русские футуристы не признавали преемственных связей с итальянским футуризмом, считая своё направление оригинальным явлением. Русский футуризм был крайне неоднороден. В него входили четыре основных объединения: «Гилея» (кубофутуристы В. Маяковский, В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, В. Каменский, А. Кручёных и др.), «Ассоциация эгофутуристов» (Игорь Северянин), «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев). Каждая футуристическая группировка считала себя единственным носителем подлинного футуризма, а всех остальных — самозванцами. Споры были и внутри групп.

    Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда в Петербурге вышел сборник «Садок судей» со стихотворениями футуристов и рисунками Давида Бурлюка. Книгу напечатали на обратной стороне обоев. Из-за небольшого тиража (всего 300 экземпляров) сборник был почти не замечен литературной общественностью. Зимой 1911 года братья Бурлюки организовали первую футуристическую литературную группу — «Гилея». Через год поэты «Гилеи» выпустили сборник под вызывающим названием «Пощёчина общественному вкусу». Так же назывался и размещённый в нём манифест.

 

Пощёчина общественному вкусу
Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.

Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности.

....

Мы приказываем чтить права поэтов:

1. На увеличение словаря в его объёме произвольными и производными словами (Слово-новшество).
2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.

    Текст манифеста был сочинён В. Маяковским, Д. Бурлюком и А. Кручёных. Эпатирующие публику тезисы принесли футуристам скандальную известность. Поэты декларировали полный разрыв с прежней литературной традицией, эстетическую агрессию, отрицание грамматики, синтаксиса, правописания; новые рифмы, ритмы, размеры стиха, слова и темы, разрушение системы жанров и стилей.

    Участники группы «Гилея» назывались кубофутуристами и резко противопоставляли себя другим футуристам. Почти все они занимались не только поэзией, но и живописью, что также отражалось в их стихотворениях: большое значение придавалось визуальному воздействию текста (фигурное построение, разные шрифты, лесенка и т. п.). Например, Василий Каменский расчерчивал страницу на неправильные многоугольники и заполнял их словами или частями слов.

    Футуризм как явление выходил за рамки литературы: вызывающими были не только произведения, но и поведение самих поэтов. К собратьям по перу кубофутуристы относились пренебрежительно, называя символистов «символятиной», а акмеистов «сворой адамов». Кубофутуристы эпатировали общественность внешним видом: выходили на сцену взлохмаченные, с расписанными лицами, в яркой одежде. Публике нравилась и их необычная поэзия, и скандальное поведение, и странный внешний вид. Больше всего зрителям запомнилась жёлтая кофта, которую носил Владимир Маяковский. Именно об этой кофте его стихотворение «Кофта фата» (1914):

Я сошью себе чёрные штаны
Из бархата голоса моего.
Жёлтую кофту из трёх аршин
заката...

    Центральной фигурой кубофутуризма был Велимир (Виктор) Хлебников (1885—1922). Его поэзия звучит новаторски даже в наши дни, а в начале XX века его стихи казались великим литературным открытием, а он сам — несомненным гением. Велимир Хлебников, по образованию физик, математик, лингвист, ставил над словами смелые опыты, стремился раскодировать их, разъять на составные части, первоосновы, чтобы создать новый тип языкового мышления. Раздвигая границы языка, Велимир Хлебников раздвигает и границы поэзии. Он также изучал историю, фольклор, мифологию, пытаясь найти закономерности в развитии человечества и восстановить утраченную миром гармонию. Стихотворения нередко напоминают заклинания, заговоры, например, «Заклятье смехом». Кажется, что перед читателем поэтическая лаборатория, он присутствует при каком-то алхимическом процессе переплавки слов. Используя только один корень и множество разных морфем, поэт создаёт полноценное художественное произведение. Почти все слова в нём искусственные. Однако стихотворение очень живое, эмоциональное. Будто поэт говорит на языке будущего, который его современники ещё не понимают. Велимир Хлебников был убеждён: не только каждое слово или его часть, но и единственный звук обладает собственным значением и глубинным смыслом. Так, в стихотворении «Бобэоби пелись губы...» поэт показывает, как с помощью звуков можно нарисовать лицо человека:

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй — пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.

    Почти одновременно с кубофутуристами в 1911 году поэт Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарёв) создаёт группу «Ассоциация эгофутуристов». Её название происходит от латинского слова «эго», что означает «я». Квинтэссенцией эгофутуризма являются первые строки стихотворения Игоря Северянина «Эпилог»:

Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоён:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утверждён!

   

    Утончённый, манерный, читающий свои стихи нараспев, Игорь Северянин совсем не был похож на хулиганов-кубофутуристов. Но их объединяли неприятие мещанской действительности и стремление к эпатажу, правда, выражавшиеся по-разному. Если кубофутуристы дерзили публике, иногда опускаясь до прямых оскорблений, то эгофутурист Игорь Северянин возвеличивал сам себя, возносился на недосягаемую для простых смертных высоту. Отсюда тонкая ирония его стихотворений, чрезмерное украшательство, самолюбование, преобладание звучания над значением. Не пренебрегал поэт и словотворчеством, однако его окказионализмы1 осмысленны, доступны и изящны. Например, «грезерка» — женщина, которая грезит, мечтает («Качалка грезерки»), «олунённая» аллея («В шумном платье муаровом...») — аллея, залитая лунным светом. В первых строчках стихотворения «Увертюра» встречается неологизм «порывно», образованный с помощью сложения слов «порывисто» и «непрерывно»:

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чём-то норвежском! Весь я в чём-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

1915

    «Ананасы в шампанском» надолго стали воплощением безвкусной и пошлой роскоши, а для лирического героя стихотворения послужили импульсом для непрерывного творческого процесса.

    Игорь Северянин обладал прекрасным голосом и тонким музыкальным слухом. На выступлениях он не читал, а особым образом пропевал свои произведения. Поэтому многие его стихотворения — это поэзия звучания, часто почти бессодержательная. Например, «На реке форелевой»:

На реке форелевой, в северной губернии,
В лодке сизым вечером, уток не расстреливай:
Благостны осенние отблески вечерние
В северной губернии, на реке форелевой.

    О чём это стихотворение? К какому жанру лирики его можно отнести? Есть ли в нём лирический герой? Где происходит действие? На эти и другие вопросы невозможно ответить однозначно. Смысл произведения сконцентрирован не в значении, а в звучании. Это гипнотическая лирика, нацеленная на произведение определённого впечатления на читателя или слушателя, погружение его в своеобразный транс.

1. Какие звуковые и визуальные образы передаются в стихотворении? Каким образом добивается поэт этого эффекта?

Запад
Погас…
Роса
Поддалась…
Тихо
В полях…
Ива —
Голяк…
Ветрится
Куст…
Зебрится
Хруст…
Ломок
Ледок…
Громок
Гудок…
Во мгле
Полотно
И склепа
Пятно…

    Стихотворение «Запад погас» интересно по своей форме. Оно состоит из коротких предложений, оканчивающихся многоточием. В каждой строчке находится только одно слово. Что призвана передать такая необычная форма? Тиканье часов или метронома, прерывистое тяжёлое дыхание, закрывающиеся и открывающиеся глаза… Последние строчки подсказывают, что тематически произведение связано со смертью человека, умирающее сознание которого фиксирует обрывочные образы и звуки.

    В 1913 году Игорь Северянин и кубофутуристы предпринимают попытку объединиться и провести турне, названное «Олимпиадой футуризма». Но в самом начале поездки поэты ссорятся, и гастроли продолжаются уже без Игоря Северянина.

    В марте 1914 года произошло то, что вновь объединило участников всех групп: Д. Бурлюком был создан первый журнал русских футуристов. Однако из-за начавшейся войны свет увидел только один его выпуск.

    Футуристы горячо приветствовали революционные события 1917 года. Они и сами, в эстетическом смысле, давно считали себя революционерами, творцами искусства будущего. В русской революции футуристы видели то, о чём давно мечтали: возможность преображения мира, создания новой реальности. Но большевики не приняли футуризм как революционное искусство. С установлением в России советской власти, огосударствлением литературы футуризм начинает исчезать, преобразовываясь в другие группировки. Часть футуристов эмигрировала, кто-то остался в Советской России и занимался поиском своего индивидуального литературного стиля. Судьба многих сложилась трагически.

    После революции до конца своих дней Игорь Северянин прожил в Эстонии. В 1920 году Советская Россия признала Эстонию независимым государством. Поэт, снимавший дачу в посёлке Тойла, оказался в вынужденной эмиграции. Тоска по утраченной Родине отразилась в его лирике: футуристические поиски уступают место традиционным формам и ностальгическим мотивам. Горечь потери и боль за страну отразились в одном из самых известных произведений, написанных в эмиграции, — «Классические розы» (1925). Последние две строчки этого стихотворения выбиты на надгробии поэта на русском кладбище в Таллинне:

…Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб.

1. Какие языковые особенности манифеста русских футуристов («Пощёчина общественному вкусу») вы заметили?

2. Чем поэзия футуристов отличается от поэзии символистов и акмеистов?

3. Прочитайте стихотворение Велимира Хлебникова «Бобэоби пелись губы...». Расскажите о человеке, которого «рисует» поэт: кто это, какие у него (у неё) черты лица, сколько ему (ей) лет, чем он (она) занимается и т. д. Попробуйте нарисовать лицо.

4. Найдите фотографию здания, построенного в футуристической манере. Напишите о нём краткий очерк.

5. Представьте, что вам надо подготовить доклад, который называется так же, как и эпиграф к данному разделу. О чём будет ваш доклад?

6. Заполните в тетради таблицу «Поэзия Серебряного века».

Направление Имена Особенности
Символизм    
Акмеизм    
Футуризм    

7. Какое из трёх направлений понравилось вам больше? Почему?

8. Представьте, что на машине времени вы попадаете в Серебряный век. Что вы будете там делать? С какими людьми познакомитесь? Кого и о чём предупредите? Напишите небольшой фантастический очерк.

9. Кратко расскажите об одном и том же событии в творческой манере символиста, акмеиста и футуриста.

10. Выполните итоговую тестовую работу «Русская литература в конце XIX — начале XX века».