§ 15. ПРОБЛЕМА ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ
Демографическая политика в Китае. В конце 1970-х гг. численность населения Китая превысила 1 млрд человек, практически удвоившись с 1949 г., что стало рассматриваться руководством страны как помеха экономическому прогрессу.
В соответствии с идеями Мао Цзэдуна большая численность населения трактовалась как базовое конкурентное преимущество, обеспечивающее масштабное развитие экономики в условиях технологического отставания. Однако продовольственные проблемы 1960-х гг. поставили вопрос о необходимости снижении численности населения.
В начале 1970-х гг. была предложена государственная программа «позже — реже — меньше», которая поощряла поздние браки — не раньше 28 лет для мужчин и 25 лет для женщин (в сельских районах — 25 и 23 года), четырёхлетние перерывы между рождением детей, регулировала их количество в семьях: не больше двух в городах и трёх — в сельской местности.
Целью политики «одна семья — один ребёнок» было ограничение рождаемости, для того чтобы численность населения КНР к 2000 г. не превысила 1,2 млрд человек. Власти ввели запрет семейным парам в городах иметь более одного ребёнка (исключая случаи многоплодной беременности). Второго ребёнка разрешалось иметь лишь представителям национальных меньшинств и сельским жителям, если первенцем была девочка.
В стране пропагандировались поздние браки и поздние роды, была введена система штрафов и поощрений, применялись меры принудительной стерилизации. Результатом ограничительных мер стало снижение среднего количества детей, рождённых одной женщиной, с 5,8 до 1,8.
Официальная пропаганда разъясняла преимущества такой семейной политики, а органы здравоохранения открывали специальные учреждения по планированию деторождения под лозунгом «Один ребёнок — не мало, два ребёнка — в самый раз» (一个孩子不少,两个孩子正好 — yige haizi bushao, liangge haizi zhenghao).
Политика однодетности создала китайский феномен «спрятанных» или «скрытых» детей, т. е. детей, которые не зарегистрированы в официальных органах, а потому не имеют «hukоu» — документа, дающего доступ к государственным социальным, образовательным, медицинским услугам. По переписи 2010 г. таких «незаконных» детей было 13 млн, хотя реально больше, так как не все сообщили о них, опасаясь нарушения анонимности. В некоторых сельских поселениях их доля достигала 50 %, в основном это девочки.
Дети 1980-х гг. рождения оказались первым и единственным за всю историю китайской цивилизации «одиноким поколением», не имеющим братьев и сестёр. Это способствовало быстрому демографическому старению (老龄化 — laolinghua). За три десятилетия такой демографической политики средний возраст населения Китая повысился с 22,4 до 34,5 года и при сохранении сложившейся тенденции может вырасти до 53,4 года к 2050 г.
В 2000-е гг. ограничительные меры были несколько ослаблены. В 2007 г. разрешение на второго ребёнка получили родители, которые сами были единственными детьми в семье. Кроме того, национальным меньшинствам было разрешено иметь двух детей в городе и трёх — в сельской местности, а для народов численностью меньше 100 тыс. чел. были сняты все ограничения по количеству детей. Новые правила вводились поэтапно, по регионам. В 2013 г. право на второго ребёнка получили семьи, в которых хотя бы один из супругов является единственным ребёнком в семье.
В 2013 г. китайская Национальная комиссия по здоровью и планированию семьи заявила, что политика «одна семья — один ребёнок» «предотвратила» рождение примерно 400 млн человек. В виде штрафов с 1980 г. правительством было собрано около 2 трлн юаней (около 314 млн долл.).
Негативные последствия политики «одного ребёнка» проявились в 2013 г., когда впервые было зафиксировано сокращение трудоспособного населения. Поэтому в 2015 г. в Китае было принято решение о полной отмене демографической политики «одна семья — один ребёнок». С 1 января 2016 г. правительство разрешило всем семьям иметь двух детей, была провозглашена линия «одна семья — два ребёнка». Новая политика двухдетности формально была принята по экономическим причинам, связанным с сокращением численности занятых, вызванным стремительным старением населения, ускоренным однодетностью.