- General
- Глава 4
Глава 4
Вы узнаете:
- критерии вида;
- основные свойства популяции;
- какова структура популяции.
*Вы научитесь:
- проводить наблюдения за организмами разных видов растений и животных в природе;
- различать виды по морфологическому критерию;
- проводить сравнение разных видов организмов по различным критериям;
- использовать приобретенные знания о видах и популяциях для определения видового разнообразия;
- прогнозировать дальнейшее развитие популяций по их свойствам и структуре.
- *Вспомните, что такое вид как структурная единица живой природы. Какое место в систематике организмов занимает вид как таксономическая категория?
- Как вы думаете? Что объединяет организмы в один вид? Достаточно ли для этого одного какого-то признака? Почему вы так считаете?
- Вы узнаете о критериях вида и их относительном характере, о видах-эндемиках и видах-космополитах.
- Вспомните, что такое вид. По каким критериям особей относят к одному виду?
- Как вы думаете? Отличаются ли друг от друга особи одного вида, населяющие разные участки ареала, неоднородного по условиям среды?
- Вы узнаете о структурных единицах вида — популяциях, познакомитесь с их статическими свойствами — численностью и плотностью.
- Вспомните, какие свойства популяции называются статическими и почему.
- Как вы думаете? Почему такие свойства популяции, как рождаемость и смертность, нельзя определить в любой момент времени?
- Вы узнаете о динамических свойствах популяции, познакомитесь с их показателями и использованием для прогнозирования будущего популяций.
- Вспомните, какие свойства характеризуют популяции как структурные единицы вида, какое значение они имеют для прогнозирования будущего существования популяций.
- Как вы думаете? Достаточно ли знать только свойства популяций, чтобы прогнозировать их дальнейшее изменение численности? Почему экологию популяций нельзя свести к экологии особей?
- Вы узнаете об особенностях пространственной и половой структур популяций, о типах половой структуры и ее роли в формировании численности популяций.
- Вспомните, как половая структура популяций влияет на их численность.
- Как вы думаете? Какие еще характеристики популяций могут влиять на их численность?
- Вы узнаете об особенностях возрастной и этологической (поведенческой) структур популяций, их роли в формировании численности популяций.
- Вспомните, как свойства и структура популяций могут влиять на их численность.
- Как вы думаете? Почему рост численности популяций никогда не бывает бесконечным?
- Вы узнаете о биотическом потенциале, типах роста и динамики численности популяций.
- Вспомните, как с течением времени может изменяться численность особей в популяциях разных видов.
- Как вы думаете? Почему в природе большинство видов не дает вспышек массового размножения?
- Вы узнаете о механизмах регуляции численности популяций, благодаря которым в природе длительно сохраняются разные популяции и виды в целом.