Тематический план
Раздел 1. Геометрическое черчение
С помощью каких средств люди передают друг другу различную информацию? Как вы считаете, что такое графическое изображение?
- Вы узнаете: о графическом языке; видах графических изображений и их роли в передаче информации о предметном мире; о графических изображениях, предназначенных для передачи технической и технологической информации об изделиях.
- Вы научитесь: распознавать виды графических изображений.
Вспомните, на чем выполняли графические изображения наши предки.
- Вы узнаете: какими чертежными инструментами, материалами и принадлежностями пользуются при выполнении чертежей, как подготовить инструменты и принадлежности к работе.
- Вы научитесь: подготавливать чертежные материалы и настраивать чертежные инструменты и принадлежности, пользоваться ими.
Как вы считаете, какого размера бумага подходит для выполнения чертежей? Существуют ли стандарты для определения ее размера?
- Вы узнаете: какие форматы листов бумаги используют для выполнения чертежей, какие масштабы применяют для графических изображений.
- Вы научитесь: выполнять внутреннюю рамку и основную надпись чертежа, использовать масштаб при выполнении чертежей.
Используя рисунок 18, объясните, почему графическое изображение детали на чертеже имеет линии различного типа.
- Вы узнаете: какими линиями выполняют графические изображения, почему необходимо использовать разные типы линий.
- Вы научитесь: выполнять разные типы линий в соответствии с ГОСТ.
На ваш взгляд, в каких единицах выражают линейные размеры на чертежах деталей? Какие размеры имеют форматы А4, А3?
- Вы узнаете: что называется компоновкой чертежа, как на листе представить равновесное расположение всех элементов чертежа.
- Вы научитесь: гармонично выполнять компоновку отдельных элементов изображения в выбранном масштабе на определенном формате.
Какими буквами — прописными или печатными — подписывается чертеж? На ваш взгляд, существуют ли правила ГОСТ на подписи чертежа?
- Вы узнаете: для чего нужны шрифты, какие они бывают.
- Вы научитесь: выполнять чертежным шрифтом простые надписи и размерные числа на изображениях предмета.
Что показывают линейные размеры? Что обозначают угловые размеры?
- Вы узнаете: для чего необходимо наносить размеры на чертежах деталей, каковы правила их нанесения, какие ошибки встречаются в нанесении размеров.
- Вы научитесь: рационально наносить размеры на чертежах деталей.
Какие чертежные инструменты вы знаете? Какие из них могут понадобиться для деления отрезков и углов на равные части? Поясните их назначение.
- Вы узнаете: как разделить отрезок и угол на равные части, используя только циркуль и линейку; как построить угол, не имея под рукой транспортира.
- Вы научитесь: делить отрезок, угол на равные части; строить перпендикуляры при помощи циркуля.
Назовите основные геометрические построения, которые необходимо выполнить, чтобы начертить детали, изображенные на рисунке 34.
- Вы узнаете: как разделить окружность на равные части с помощью циркуля и угольника.
- Вы научитесь: делить окружности на равные части.
Какие правильные многоугольники вы уже знаете. У какого многоугольника все стороны равны, но он не является правильным?
- Вы узнаете: какие многоугольники называют правильными.
- Вы научитесь: строить правильные многоугольники по заданной стороне с помощью циркуля и линейки.
Как вы считаете, какие геометрические построения необходимо выполнить, чтобы начертить объекты, изображенные на рисунке 36?
- Вы узнаете: что такое сопряжения предметов, их элементы и принципы построения.
- Вы научитесь: выполнять сопряжения двух прямых, прямой и окружности, двух окружностей.
Раздел 2. Проекционное черчение
Вспомните из курса физики, как получается тень от предмета. В чем заключается метод Монжа? Почему тень имеет бо’льшие размеры, чем сам предмет?
- Вы узнаете: что такое проецирование, каковы его виды, каким образом выполняется проецирование предметов.
- Вы научитесь: выполнять проецирование предмета на одну плоскость проекций.
Какой из изображенных предметов соответствует проекции? Свой ответ обоснуйте.
- Вы узнаете: принцип проецирования на две плоскости проекций, сущность метода Монжа.
- Вы научитесь: выполнять двухпроекционные чертежи предметов.
Какой из изображенных предметов соответствует проекции? Свой ответ обоснуйте.
- Вы узнаете: принцип проецирования на три плоскости проекций.
- Вы научитесь: проецировать предметы на три плоскости проекций, выполнять трехпроекционные комплексные чертежи.
Что представляет собой проекционная связь? Опишите алгоритм построения трехпроекционного чертежа предмета.
- Вы узнаете: что называется видом чертежа, каково количество основных видов и их расположение на чертеже, что такое комплексный чертеж.
-
Вы научитесь: правильно располагать предмет при построении комплексного чертежа, определять необходимое количество видов предмета.
Вспомните из курса геометрии, что называется геометрической фигурой и геометрическим телом. Объясните разницу между ними. Приведите примеры простых геометрических фигур.
- Вы узнаете: как образуются геометрические тела, каковы проекции геометрических тел, как проецируются грани и ребра предметов на плоскости проекций.
- Вы научитесь: выполнять комплексный чертеж геометрических тел.
Как проецируется точка на плоскость проекции? Каким образом проецируются отрезки и плоские фигуры по отношению к плоскостям проекций?
- Вы узнаете: каким образом спроецировать точку, находящуюся на поверхности предмета.
- Вы научитесь: выполнять проецирование точек, находящихся на поверхностях геометрических тел.
Сравните изображения а и б. На каком из них лучше видна форма предмета? Свой ответ объясните.
- Вы узнаете: что такое аксонометрия, какие бывают виды аксонометрических проекций, как построить аксонометрические оси.
- Вы научитесь: строить аксонометрические оси различными способами.
Как вы считаете, в каких случаях предмет целесообразно изображать во фронтальной диметрии?
- Вы узнаете: как выполняется построение аксонометрических проекций плоских фигур и окружностей.
- Вы научитесь: строить фронтальную диметрию и прямоугольную изометрию плоских фигур, выполнять прямоугольную изометрию окружности.
Укажите способы построения аксонометрических проекций и их особенности. Как строят аксонометрические проекции плоских фигур?
- Вы узнаете: как построить прямоугольные изометрические проекции геометрических тел, как найти точки на их поверхностях.
- Вы научитесь: выполнять прямоугольные изометрические проекции геометрических тел, находить точки на их поверхностях.
Что называется кубом, конусом, цилиндром, пирамидой. Объясните разницу между ними. Приведите примеры других геометрических тел.
- Вы узнаете: как построить развёртки геометрических тел, как обозначается изображение развёртки на чертеже.
- Вы сможете: выполнять развёртку геометрических тел.
Как построить точку, принадлежащую поверхности геометрического тела (призмы, пирамиды, цилиндра, конуса)? Укажите условия, при которых в сечении конуса плоскостью получается окружность, эллипс, гипербола.
- Вы узнаете: как определить контур полого тела.
- Вы научитесь: выполнять комплексные чертежи полых тел.
Какое графическое изображение наиболее полно передает форму предмета?
- Вы узнаете: что такое технический рисунок, принципы и методы построения технического рисунка, правила применения аксонометрических проекций в рисунке.
- Вы научитесь: выполнять технические рисунки плоских фигур, геометрических тел; передавать на рисунке объем, используя разные способы оттенений.
Раздел 3. Машиностроительное черчение
Дайте определение понятия «вид». Какие виды называются основными? Как располагаются основные виды на чертежах? Как правильно выбрать главный вид?
- Вы узнаете: для чего служат и в каких случаях используют местные и дополнительные виды, особенности их обозначения.
- Вы научитесь: выполнять и обозначать местные и дополнительные виды.
Назовите основные виды, укажите их расположение на чертеже. В чем отличие между дополнительными и местными видами? Для каких целей используют условности и упрощения?
- Вы узнаете: что такое разрезы, их классификацию и обозначение, что такое местный разрез и в каких случаях используют.
- Вы научитесь: выполнять и обозначать разрезы.
Какая часть предмета мысленно удаляется во время выполнения разреза? Надо ли обозначать секущую плоскость, если она совпадает с плоскостью симметрии детали?
- Вы узнаете: как соединяют часть вида частью соответствующего разреза, какие применяют условности и упрощения при выполнении разрезов.
- Вы научитесь: выполнять соединение части вида с частью соответствующего разреза.
В каких случаях обозначают фронтальные, горизонтальные и профильные разрезы? Какой линией соединяют часть вида и часть разреза?
- Вы узнаете: что такое сечение и для чего его применяют, виды, правила выполнения и обозначения сечений на чертежах.
- Вы научитесь: выполнять и обозначать сечения.
Как вы считаете, где применяется резьба, каково ее назначение? Приведите примеры изделий с резьбой.
- Вы узнаете: какие имеются виды резьбы, каковы ее размеры, элементы, как изображается и обозначается резьба на чертежах.
- Вы научитесь: выполнять чертежи стандартных крепежных изделий (болта, винта, гайки, шпильки), имеющих резьбу.
Какие виды соединений деталей вам известны? Назовите их.
- Вы узнаете: на какие группы делятся соединения деталей в изделии, какие существуют типовые соединения, как изображаются некоторые типовые соединения деталей на чертежах.
- Вы научитесь: выполнять чертежи резьбовых соединений.
Какие виды графических изображений вам известны? Объясните, как правильно выбрать главный вид при выполнении чертежа изделия.
- Вы узнаете: какие бывают виды изделий, какие еще графические документы применяют при конструировании изделий, чем эскиз отличается от чертежа.
- Вы научитесь: выполнять эскизы изделий.
Какие соединения называются разъемными? Какие неразъемными? Что такое деталь и сборочная единица?
- Вы узнаете: что называется чертежом общего вида, сборочным чертежом, в чем их различия.
- Вы научитесь: определять по чертежу общего вида или сборочному чертежу количество деталей, входящих в состав сборочной единицы.
Каково назначение чертежа общего вида? Сборочного чертежа? В чем их различия?
- Вы узнаете: последовательность чтения сборочных чертежей.
- Вы научитесь: определять по чертежу принцип работы изделия, анализировать форму и положение составных деталей, выявлять процесс сборки и разборки изделия на основании чертежа общего вида, выполнять деталирование.
Как вы считаете, можно ли, используя знания по проекционному и машиностроительному черчению, выполнить чертеж дома? Свой ответ объясните.
- Вы узнаете: какие чертежи называют строительными, какие бывают виды строительных чертежей, виды документов при проектировании здания или сооружения.
- Вы научитесь: читать простые строительные чертежи.
На ваш взгляд, позволят ли знания и умения выполнения графических изображений ручным способом быстрее освоить построение этих изображений с помощью компьютера?
- Вы узнаете: что такое система автоматизированного проектирования, какие преимущества в изготовлении чертежа она предоставляет специалистам, возможности наиболее распространенных систем автоматизированного проектирования (AutoCAD, Компас-ЗD, ArchiCAD, SolidWorks).
- Вы научитесь: отличать автоматизированные системы от неавтоматизированных.