Как работать с учебным пособием
Уважаемые одиннадцатиклассники!
Всемирную историю XIX — начала XXI в. вы уже изучали в 8 и 9 классах. В 11 классе вам предстоит овладеть основами научного подхода к изучению истории. Ведь основная цель данного курса — обобщить и систематизировать знания, осмыслить исторический процесс, понять закономерности и тенденции исторического развития, что особенно важно для понимания мира, в котором вы живете. Поэтому при изучении материала большее внимание будет уделено не вопросу «Как это произошло?», а вопросу «Почему это произошло?».
Учебное пособие состоит из введения и трех разделов, которые делятся на параграфы. Во введении рассматривается путь, пройденный человечеством со времен промышленной революции, которая положила начало становлению индустриальной цивилизации, до настоящего времени.
При изложении исторического материала в учебном пособии используется проблемно-теоретический подход. Каждому параграфу предшествуют ключевая идея и вступление, в которых кратко и емко сформулировано основное содержание параграфа — фундамент, на котором строится весь учебный материал. Ключевой вопрос, выделенный в рубрике «Вопросы и задания к тексту параграфа» тем же цветом, что и ключевая идея, акцентирует внимание на ее более глубоком понимании.
Наиболее важные для изучения исторические даты, понятия и имена исторических деятелей выделены жирным курсивом, второстепенные — светлым. Рубрики «Вопросы и задания» и «Предлагаем обсудить» помогут глубже проанализировать и осмыслить учебный материал. Понять специфику исторической науки, узнать, как работает историк, как проводится историческое исследование, вам помогут материалы рубрик «Лаборатория историка» и «Особое мнение». Краткая информация об ученых, которые внесли свой вклад в изучение истории и человеческого общества, представлена в рубрике «Исследователи истории и общества».
Отдельные вопросы можно изучить, разработав проект по какой-либо теме. Примерная тематика проектов дана в начале каждого раздела, но их темы вы можете выбрать сами. Выполнение проекта требует предварительной подготовки, поэтому тему необходимо определить заранее. Проект может выполняться не только индивидуально, но и в паре либо группе. При выполнении проекта важно понимать, каким будет его продукт. Это может быть подборка репродукций произведений искусства, представленных в виде выставки; коллекция; макет или модель; разработанная экскурсия; газета / журнал / веб-сайт и т. д.
В конце учебного пособия представлена синхроническая таблица основных событий, которая содержит даты наиболее важных исторических событий, научных открытий и технических достижений. Список литературы для чтения и интернет-ресурсы помогут вам глубже изучить заинтересовавшую вас тему.
Дополнительные материалы размещены на электронном образовательном ресурсе «Всемирная история ХIХ — начала ХХІ в. 11 класс» (http://e-vedy.adu.by).
Желаем успехов!
Умоўныя абазначэнні: