Тест "Синтаксис и пунктуация"

1. Вид связи — управление в словосочетаниях:

1) любить поэзию;
2) своенравная рифма;
3) стремление узнать;
4) задание по пунктуации;
5) посмотреть в справочнике.

2. Составное именное сказуемое в предложениях:

1) Упала молния в ручей.
2) Вода не стала горячей . Случевский).
3) Но забыто прошлое давно . Анненский).
4) Таланты истинны за критику не злятся . Крылов).
5) Перекопаны нивы серые, не под хлеб войною распаханы . Танк).

3. Простое глагольное сказуемое в предложениях:

1) Я не хочу забыть тебя . Антокольский).
2) Я буду говорить как можно суше . Антокольский).
3) Всю жизнь лечиться люди шли к нему . Симонов).
4) Мир стал заманчивей и шире . Блок).
5) Небо нас совсем свело с ума . Анненский).

4. Между подлежащим и сказуемым следует поставить тире в предложениях:

1) Мне представляется порой, что время славный мой соавтор, что время главный мой герой . Антокольский).
2) Мы не призраки . Антокольский).
3) Степь и травы наш ночлег . Светлов).
4) Ты пар воображенья, ты фантом* . Заболоцкий).
5) Невидимая страна это страна внимания и воображения . Олеша).

5. Какими членами предложения являются выделенные слова? Установите соответствие.

А. Я сюда приехал не от скуки . Есенин).
Б. Расскажи мне что-нибудь такое про твою весёлую страну . Есенин).
В. Равнодушен я стал к лачугам* . Есенин).
Г. А самый дерзкий и молодой смотрел на солнце над водой . Тихонов).
Д. Кругом с тоской глубокою плывут в страну далёкую седые облака . Есенин).
1. Дополнение
2. Несогласованное
определение
3. Обстоятельство

6. Члены предложения подчёркнуты правильно в предложениях:

1) Провода электрички чертили в небесах невесомые кубы . Самойлов).
2) Ветер оставил лес и взлетел до небес . Бродский).
3) Я рассечь узлов не смею, а распутать не умею, покориться не могу . Мережковский).
4) Старик Державин нас заметил . Пушкин).
5) Был я весь — как запущенный сад . Есенин).

7. Каким членом предложения является инфинитив? Установите соответствие.

А. Я пойду за дорожным курганом дорогого гостя встречать . Есенин).
Б. Отцовский мой долг и право сыном своим рисковать . Симонов).
В. Кроме желания выжить, есть ещё мужество жить . Рождественский).
Г. Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся . Тютчев).
1. Подлежащее
2. Часть составного 
глагольного сказуемого
3. Дополнение
4. Определение
5. Обстоятельство цели

8. Безличными являются предложения:

1) Идём по жнивью, не спеша, с тобою, друг мой скромный.
2) Уж не мечтать о нежности, о славе.
3) Молчали жёлтые и синие; в зелёных плакали и пели.
4) Упоительно встать в ранний час.
5) Не подходите к ней с вопросами . Блок).

9. Каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже? Установите соответствие.

А. Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда . Есенин).
Б. Цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех . Пастернак).
В. Цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех . Пастернак).
Г. Не спи, не спи, художник, не предавайся сну . Пастернак).
Д. Рвём мы воздух в сигнальных фанфарах, режем волны винтами турбин, рубим ночь
в ослепительных фарах — мы, работники гор и глубин! . Антокольский).
1. Подлежащее
2. Именная
часть сказуемого
3. Приложение
4. Обращение

10. Назывными являются предложения:

1) Чёрный вечер.
2) Белый снег.
3) Под снежком — ледок.
4) Кругом — огни, огни, огни...
5) На канате — плакат . Блок).


11. Чем осложнено предложение? Установите соответствие.

А. А ты всё та ж, моя страна . Блок).
Б. Чертя за кругом плавный круг, над сонным лугом коршун кружит . Блок).
В. Увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым . Есенин).
Г. Но, наверно, навеки имею нежность грустную русской души . Есенин).
Д. До сегодня ещё мне снится наше поле, луга и лес . Есенин).
1. Однородными членами
2. Обособленными членами
3. Вводными словами
4. Обращением

12. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

1) Страницу и огонь, зерно и жернова, секиры остриё и усечённый волос — Бог сохраняет всё . Бродский).
2) Рязанские поля и берёзы возле Оки, калужские и тульские перелески с тихой водой в маленьких речках, Подмосковье и владимирские просёлки, земли тамбовские и воронежские, где леса иссякают и начинаются степи, — это всё в обиходе мы зовём Средней полосой . Песков).
3) Но здесь, внизу, казалось, было немного теплее . Бондарев).
4) Рядом с ним, опираясь на палочку, шёл сухощавый незнакомый генерал; его чёрный полушубок (такого никто не носил в дивизии) выделялся среди других полушубков и шинелей . Бондарев).
5) В четвёртый взвод капитан пришёл почти вслед за Алексеем, и не спускаясь в окоп, долго стоял, молча . Воробьёв).

13. Части соединены разделительными союзами в сложносочинённых предложениях:

1) И Пушкин ласково глядит, и ночь прошла, и гаснут свечи, и нежный вкус родимой речи так чисто губы холодит . Ахмадулина).
2) Меж камней то ящериц узорные цепочки сверкали, то жучок мерцал, как скарабей* . Кушнер).
3) Ни тоски, ни любви, ни печали, ни тревоги, ни боли в груди . Бродский).
4) То ли вправду звенит тишина, то ли песня навзрыд сложена . Бродский).
5) Двери вдыхают воздух и выдыхают пар, но ты не вернёшься сюда . Бродский).

14. Запятая между частями не ставится в сложносочинённых предложениях:

1) Поворачивали дула в синем холоде штыков __ и звезда на нас взглянула из-за дымных облаков . Светлов).
2) Здесь собаки не помнят меня __ и петухи поют незнакомо . Твардовский).
3) Из пасти льва струя не журчит __ и не слышно рыка . Бродский).
4) И му́кой рождавшейся мысли миры до основ потряслись __ и вскрикнули глуби и выси __ и далям откликнулась близь . Гребнев).
5) Дельфины играли вдали, чаек качал простор __ и длинные серые корабли поворачивали на Босфор . Тихонов).


15. Определите тип придаточной части (установите соответствие).

А. Живите так, как вас ведёт звезда . Есенин).
Б. Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий . Есенин).
В. И сердце по-старому бьётся, как билось в далёкие дни . Есенин).
Г. Я даже выразить не пробую, как на душе светло и тихо . Пастернак).
Д. На душе было так спокойно, как бывает только рядом с мамой.
1. Придаточная сравнительная
2. Придаточная образа действия
3. Придаточная степени
4. Придаточная изъяснительная
5. Придаточная уступительная

16. Тип придаточной части определён правильно в сложноподчинённых предложениях:

1) В сумерках мои глаза вольны увидеть дом, где счастливо семейство . Ахмадулина). — Придаточная места.
2) Впрочем, она захотела, чтобы я читал ей вслух Макбета . Блок). — Придаточная цели.
3) В каком непройденном пути смогу забыть о той разлуке, что неизбежна впереди? . Жигулин). — Придаточная изъяснительная.
4) Бывает у русского в жизни такая минута, когда раздумье его об отчизне сияет в душе, как звезда . Кузнецов). — Придаточная определительная.
5) Звезда полей! В минуты потрясений я вспоминал, как тихо за холмом она горит над золотом осенним, она горит над зимним серебром... . Рубцов). — Придаточная изъяснительная.

17. Между частями бессоюзного сложного предложения следует поставить двоеточие:

1) Косить пошёл __ покашивай, поехал __ поезжай . Твардовский).
2) Видишь __ звёзды, сойдя с высот, по домам разошлись неслышно . Светлов).
3) Снятся усталым спортсменам рекорды __ снятся суровым поэтам слова __ снятся влюблённым в огромном городе необитаемые острова . Рождественский).
4) И всё мне казалось __ за поворотом усатые тигры прошли к водопою . Светлов).
5) Есть черта, присущая народу __ мыслит он не разумом одним, — всю свою душевную природу наши люди связывают с ним . Заболоцкий).

18. Определите тип предложения (установите соответствие).

А. Но в яростном блеске природы мне снились московские рощи, где синее небо бледнее, растенья скромнее и проще . Заболоцкий).
Б. А вверху, над горами, всё так же плыла луна, близко грохали взрывы, продолжалась война . Симонов).
В. Когда бы знала ты, как я люблю тебя, ко мне бы ты на крыльях долетела . Симонов). 
Г. Ждёт заполненья пустота, и мы ей сделаем подарок: простор листа, простор холста мы не оставим без помарок . Ахмадулина).
Д. Зимой, когда в окошко стучится колючий снег, на сон грядущий перелистаешь страницы, и сразу к лампе подступят ветки нагретого ельника . Песков).
1. Бессоюзное сложное предложение
2. Сложноподчинённое предложение
с последовательным подчинением
3. Сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью
4. Сложноподчинённое предложение
с однородным подчинением
5. Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью

19. Запятая перед как ставится в предложениях:

1) Это мирное поле, где журавль лениво бредёт как скучающий аристократ . Светлов).
2) Я как поле ржаное, которое вот-вот поспеет.
3) Я как «скорая помощь», которая вот-вот успеет . Светлов).
4) Поэзия должна быть странной, шальной, бессмысленной, туманной и вместе ясной как стекло и всем понятной как тепло . Самойлов).
5) Она как скрипка на моём плече . Симонов).

20. Знаки препинания при прямой речи расставлены правильно в предложениях:

1) «Мы вас подождём»! — говорили леса . Симонов).
2) «Что такое родина?» — писал Алексей Николаевич Толстой. — «Это — весь народ, совершающий на данной площади своё историческое движение. Это — прошлое народа, настоящее и будущее. Это — его своеобразная культура, его язык, его характер».
3) «Благодарил свою судьбу, — писал М. Пришвин, что вошёл со своей поэзией в прозу, потому что поэзия может двигать не только прозу, но и самую серую делает солнечной».
4) Проза становится в позу и говорит: «Я стихи!» — «Хи-хи!» — ухмыляются рифмы . Кирсанов).
5) Лев Успенский, написавший самую популярную из научно-популярных книг по топонимике* — «Имя дома твоего», говорит: «Человек склонен всему, что он увидит, обязательно дать название. Да без этого ему было бы очень трудно разобраться в хаосе окружающих его предметов и явлений».

Ключ к тесту

 

Последнее изменение: Пятница, 3 Декабрь 2021, 15:25