Комплексное задание

1. Прочитайте текст.

(1) Настоящим символом Березинского биосферного заповедника является речной бобр. (2) Удачливые туристы во время организованных маршрутов могут познакомиться с произведениями архитектурного искусства этих грызунов. (3) Хатки и плотины здесь встречаются нередко. (4) Хатки бобров представляют конусообразные строения из хвороста, скреплённого илом, землёй и травянистой растительностью. (5) Высота жилищ иногда превышает 2 метра, а диаметр — 10 метров. (6) Бобры сооружают жилища, прорывая среди растительности и грязи систему ходов и камер. (7) Стены хатки зверьки тщательно обмазывают илом и глиной, так что она превращается в крепость. (8) Воздух поступает через потолок. (9) Зимой в жилище сохраняется плюсовая температура, и вода в лазах не замерзает. (10) Благодаря этому бобры выходят под лёд (из книги «99 знаменитых мест в Беларуси»).

2. Определите стиль речи. Обоснуйте ответ.

3. Определите тип речи. Аргументируйте свою точку зрения.

4. Предложите несколько заголовков для текста.

5. Укажите, какие из утверждений соответствуют содержанию текста:

А. В тексте рассказывается о повадках бобров.

Б. Бобры — настоящие архитекторы среди животных.

В. Бобры строят хатки в виде трапеции.

Г. Бобры — представители грызунов.

Д. Познакомиться с жилищами бобров можно в Березинском биосферном заповеднике.

6. Приведите из текста примеры словосочетаний со связью согласования, управления, примыкания.

7. Определите смысловые отношения в выделенном словосочетании.

8. Объясните выделенные орфограммы.

9. В предложениях 2 и 10 найдите производные предлоги. В выражении каких смысловых отношений они участвуют?

10. В предложениях 6—10 найдите переходные глаголы.

11 . В предложении 3 найдите слово, в котором все согласные глухие.

Last modified: Wednesday, 31 August 2022, 2:30 PM