§ 25-1. Западная Европа

3. Волнения и перемены 1960—1970-х гг.

Период 1945—1974 гг. в Европе принято называть временем экономического роста, или «славного тридцатилетия». После Второй мировой войны рост обеспеченного среднего класса способствовал формированию и окончательному закреплению философии потребления, то есть первоочередного материального улучшения жизни.

Экономический рост наряду со стремительным техническим прогрессом, улучшением медицинского обслуживания, повышением уровня жизни привел к послевоенному демографическому всплеску, снижению детской смертности. Все это плюс деколонизация вызвало рост численности населения и возрастание удельного веса молодежи в его составе.

До «беби-бума» ни одно поколение не испытывало на себе последствия таких быстрых общественных трансформаций. Вторая половина 1960-х гг. стала сложным переходным периодом от традиционного общества к ценностям нового поколения: старые общественные структуры рушились, а новые еще не были созданы, что также стало одной из причин антибюрократической и антиавторитарной «студенческой культурной революции» 1968 г. Лицеисты и студенты стремились стать самостоятельными гражданами общества, требовали полноценного участия в социальной жизни и в управлении образованием. На этой почве возникли так называемые «новые левые». Это было направление в политике, которое выступало с позиций социальной справедливости, критиковало капитализм, но противопоставляло себя коммунистам и социал-демократам — «старым левым».

В Европе стала распространяться возникшая в США культура «молодежного авангарда», описанная Д. Сэлинджером в романе «Над пропастью во ржи». Для нее был характерен протест против потребительского отношения к жизни, капиталистического прогресса и общества потребления, не приносящих духовного и интеллектуального развития. Эта культура, а также угасание послевоенного экономического подъема к концу 1960-х гг. привели к выступлениям студентов, наиболее мощные из которых произошли в 1968 г. во Франции и известны как «Красный май».

Французские студенты выступили против социальной дискриминации в вузах и организации жизни в университетских кампусах, недостатков в методике преподавания, против «технократического» университета, созданного голлистскими реформами. Президент Ш. де Голль чуть было не потерял контроль над страной. В столкновениях с полицией сотни людей были ранены, два человека погибли. Франция оказалась на грани гражданской войны.

Эти события вызвали социально-политический кризис в стране и стали примером для подражания «новым левым» во всех странах Запада, подобные выступления молодежи и представителей среднего класса проходили в Италии, Германии и США. Антивоенная демонстрация безоружных студентов Кентского университета (США) 4 мая 1970 г. обернулась трагедией. Подразделение Национальной гвардии открыло огонь по толпе. Расстрел безоружных студентов вызвал волну протестов в американских университетах. В общенациональной студенческой забастовке участвовали 4 млн студентов.

Студенты стали носителями новой, отвечающей экономической модернизации страны, индивидуалистичной, нерелигиозной общественной психологии, противостоявшей традиционному католическому, крестьянско-буржуазному менталитету. Это привело к нарушению «морального кода», или моральных правил, которые ранее определяли взаимоотношения родителей и детей. Последствия этого процесса ярко описал американский социолог И. Валлерстайн: «Эти движения вспыхнули и отгорели так же ярко и так же дымно, как порох, не оставив и следа. Но когда они отгорели, оказалось, что устои патриархального авторитарного общества выгорели и обуглились изнутри».

В 1974 г. Европа вступила в длительную полосу экономического кризиса, связанного с замедлением глобального экономического роста, приведшего к усилению инфляции, обострению конкуренции на рынке труда, безработице, которая особенно коснулась молодежи. В результате нефтяного кризиса 1973—1975 гг. европейские страны вслед за США стали отказываться от кейнсианской модели развития, где важная роль отводилась государству.