§ 10-3. Образование независимых государств в Латинской Америке

4. Политическое развитие Латинской Америки

Борьба за независимость породила в Латинской Америке (кроме Бразилии) социально-политический феномен каудилизма (от испанского слова caudillo — «предводитель» или «вождь»). Каудилизм означает режим личной власти диктаторов ряде стран Латинской Америки, установленный в результате военного переворота и опиравшийся непосредственно на военную силу.

С разрушением колониальной формы правления образовавшийся вакуум в независимых странах заполнили соперничавшие между собой сепаратистские креольские группировки, каждая из которых формировала свои армии. Семейные связи, преданность каудильо значили больше, чем государственная принадлежность.

На основе клановой принадлежности формировались и партии, которые условно можно разделить на либеральные, стремившиеся к реформам по европейскому образцу, и консервативные, настаивавшие на сохранении дореволюционных порядков и иберийского наследия. Однако борьба партий, имевших одинаковую социальную базу, в действительности отражала борьбу олигархических торгово-латифундистских группировок.

В получивших независимость странах были установлены республиканская форма правления и федеративное государственное устройство. Были упразднены торговые монополии, подушная подать и трудовая повинность. Однако в большинстве республик до середины XIX в. сохранялось рабство. Католическая конфессия оставалась государственной, духовенство и военные сохранили особые привилегии.

Ведущую роль в правительствах играли либерально настроенные представители интеллигенции, земельной аристократии и военные креольского происхождения, вышедшие из революционного движения. Избирательное право ограничивалось высоким имущественным цензом и цензом грамотности.

Либеральные правительства первых лет независимости не смогли преодолеть экономическую разруху и анархию, порожденные войнами. В 1850—1860-е гг. континент потрясла череда гражданских войн между консерваторами и либералами. С калейдоскопической быстротой менялись правительства, фактически устанавливались военные диктатуры, а конституции существовали только на бумаге. Например, Колумбия за неполные полвека (1839—1885) пережила шесть гражданских войн. Более 60 лет потребовалось прогрессивным силам Бразилии, чтобы добиться отмены рабства (1888) и свергнуть монархию (1889).

Среди всех латиноамериканских стран особое место занимает Мексика. В результате революции 1910—1917 гг. здесь была принята самая демократическая на континенте конституция.