§ 10-3. Образование независимых государств в Латинской Америке

2. Освободительная борьба и обретение независимости

Непосредственным толчком к подъему освободительного движения в испанских колониях стало вторжение в Испанию в 1808 г. войск Наполеона. Французский император отстранил династию Бурбонов от власти и посадил на испанский трон своего брата Жозефа. Поражение Испании от наполеоновской Франции послужило в 1810 г. сигналом к началу освободительных восстаний.

Многие отпрыски состоятельных креольских семей получали образование в Европе и были знакомы с идеями Просвещения (Вольтера, Монтескье, Руссо) и трудами английских экономистов (А. Смита, Д. Рикардо). Они и стали во главе освободительного движения. Среди них были латифундисты, торговые посредники, владельцы мануфактур, которые наряду с чиновниками из метрополий угнетали цветное и креольское бедное население, поэтому сначала они не получили поддержки бедноты.

Восстание началось не по причине всеобщего недовольства колониальным гнетом (за исключением Мексики), а из-за непримиримой позиции имущих слоев креольского населения, которых не устраивала политика метрополии.

Освободительное движение в Мексике против испанских властей и креольских помещиков началось с крестьянского восстания под предводительством сельского священника Мигеля Идальго. Однако после гибели Идальго освободительное движение в Мексике, как и повсеместно в Латинской Америке, возглавили креолы.

Первые разрозненные выступления против испанской администрации были легко подавлены. Однако в 1816 г. под командованием Симона Боливара и Хосе Мартина были созданы освободительные армии, которые смогли победить испанские войска.

Представитель аристократических кругов Венесуэлы, получивший прозвище Освободитель, Симон Боливар сыграл выдающуюся роль в войне за независимость. Одна из латиноамериканских стран — Боливия — носит его имя. Ему удалось образовать государство Великая Колумбия, в которое вошли Новая Гранада (позднее Колумбия), Венесуэла и Эквадор. В принятой конституции провозглашались некоторые буржуазно-демократические права (равенство граждан перед законом, неприкосновенность имущества и личности, свобода печати и слова). Однако членом конгресса (парламента) мог стать лишь тот, кто имел довольно значительный доход.

Президентом нового государства стал Боливар, вице-президентом — Франсиско де Паула Сантандер. Оба видных военных, политических и государственных деятеля были сторонниками установления политического господства креольской элиты, добивались модернизации колониального общества в буржуазном духе, но существенно расходились в выборе средств для достижения этой цели. Боливар, несмотря на свое социальное положение, выражал интересы средних и низших слоев населения, выступал за равноправие всех расово-этнических групп, уделив особое внимание проблеме уничтожения рабства, чрезмерного имущественного неравенства. Сантандер представлял креольскую олигархию и преклонялся перед политической системой США.

Освободительная война в испанских колониях завершилась в 1826 г. полным поражением метрополии. На месте Испанской Америки образовалось восемь независимых государств: Мексика, Гватемала, Великая Колумбия, Перу, Боливия, Парагвай, Аргентина и Чили. Бразилия, ставшая единственной монархией на континенте, добилась независимости от Португалии. К концу XIX в. в результате междоусобных войн и передела территорий число независимых латиноамериканских государств возросло до 20. Только Куба и Пуэрто-Рико оставались испанскими владениями.

Новые независимые государства, находившиеся в состоянии хозяйственной разрухи, сразу же стали объектами империалистической политики стран Европы и Соединенных Штатов, которые попытались заменить Испанию в роли метрополии. Они поддерживали в своих интересах земледельческую олигархию и сепаратистские движения, приведшие к образованию новых государств. Так, война между Перу и Великой Колумбией привела к распаду последней в 1830 г. на Венесуэлу, Эквадор, Новую Гранаду. Позднее распались Перуанско-Боливийская конфедерация и федерация стран Центральной Америки.