Вишнёвый сад

  Художественные особенности пьесы. Основу сюжета пьесы «Вишнёвый сад» составляет не социальный конфликт, его попросту нет: к Раневской все относятся хорошо и стараются помочь ей в трудной ситуации. Нет в комедии привычного конфликта поколений или противостояния людей из разных социальных групп. Нет и сложной интриги: с самого начала известно, что имение придётся продать. Любовная линия только намечена: все ожидают, что Лопахин сделает предложение Варе, а он, похоже, влюблён в саму Раневскую. Действие организует внутренний конфликт героев, прежде всего, это конфликт со временем и, как следствие, недовольство каждого своей жизнью. Ожидания героев не реализуются в действительности: общее стремление сохранить сад приводит к обратному — его вырубке.

  В комедии мало действия, но много воспоминаний и разговоров. При этом слова и поступки героев не соответствуют друг другу. Ярким примером такого несовпадения является третье действие: имение продаётся с аукциона, а в это время Раневская устраивает бал. Внутренняя драма каждого героя оказывается важнее внешних событий (так называемые подводные течения). Отсюда и «слезливость» действующих лиц, которая обнажает авторскую иронию и должна вызывать не сострадание к героям, а смех.

  В «Вишнёвом саде» внешнее действие вынесено за сцену. Передаётся лишь реакция героев на происходящее (например, об аукционе рассказывает Лопахин, сама Раневская вспоминает о продаже сада во время бала: «...судьба моя решается»). О вырубке сада говорит только ремарка (слышится «стук топора по дереву»). Местами авторские ремарки значительны по объёму и похожи на часть рассказа, например, первая ремарка пьесы, где описывается комната Любови Александровны. В таких ремарках в произведении отчётливо слышен голос автора.

  Пьеса начинается приездом Раневской и заканчивается тем, что все уезжают: Лопахин — в Харьков, Петя — в Москву, Раневская — в Париж. Этим автор подчёркивает жизненность пьесы, обыденность ситуации, описанной в ней. Финал комедии оказывается открытым. На сцене появляется Фирс, которого в спешном отъезде забыли в доме. Старый слуга — воплощение прежней России, которая уходит, умирает, как в скором времени умрёт и Фирс. Особую окраску последней сцене придают звук лопнувшей струны и стук топора по дереву — символические образы, показывающие завершение одной эпохи и начало другой.