Война и мир

  Духовные искания Пьера Безухова. Пьер Безухов — герой, наиболее близкий автору, это доказывает и то, что ему «досталась» в жёны Наташа, и то, что именно Пьеру открывается нравственная истина, и то, что именно этого героя, судя по эпилогу, автор ведёт к декабризму.

  Пьер — единственный из героев романа, воспитывавшийся вне семьи. Возможно, поэтому он совершает так много ошибок в молодости, необычайно доверчив, охотно подчиняется чужой воле, наивно веря в порядочность окружающих. Удивительна для него жизнь, которую он ведёт с Долоховым и Курагиным. В салоне Анны Шерер Пьер выглядит как настоящее чужеродное «явление», недаром хозяйка сравнивает его с медведем и старается за ним приглядывать. Получивший образование за границей, он привык к большей свободе, поэтому открыто выражает свои взгляды. Безухов преклоняется перед Наполеоном, считает теорию общественного договора Ж. Ж. Руссо и идеи Великой французской революции спасительными для Европы.

  Получив богатое наследство, Пьер оказывается в центре внимания светского общества. Лесть он искренне принимает за проявление любви, а потому и становится жертвой князя Василия. Брак с Элен, устроенный её отцом, стал настоящей жизненной катастрофой для героя. Дуэль с Долоховым, которого ранил Пьер, никогда не державший в руках оружия, разрыв с женой — таков итог «великосветского» периода в жизни Безухова. Здесь же начало глубокого нравственного кризиса.

Д. А. Шмаринов. Пьер

  Беспрестанно думая о себе, жене, дуэли, Пьер отправляется в Петербург. Безухов мучительно пытается ответить на самые простые, но и самые сложные вопросы: «Что дурно? Что хорошо?», «Что надо любить, что — ненавидеть?», «Для чего жить и что такое я?», «Что такое жизнь, что такое смерть?», «Какая сила управляет всем?». Мир в его сознании распался на множество единичных явлений, всё вокруг стало казаться «запутанным, бессмысленным и отвратительным». «Как будто в голове его свернулся тот винт, на котором держалась вся его жизнь», — так метафорично передаёт состояние своего героя автор. Глядя на торговку в рваной шубе, Пьер впервые осознаёт, что деньги не являются ни смыслом жизни, ни главным условием для счастья.

  Случайная встреча в Торжке с Баздеевым приводит Пьера в ложу «вольных каменщиков». Из трёх целей масонства Безухова привлекает идея о нравственном переустройстве мира. Она становится для Пьера смыслом существования, он видит своё предназначение в том, чтобы «противоборствовать злу, царствующему в мире». Пытаясь подчинить свою жизнь новому для себя нравственному закону, герой ведёт дневник, честно анализируя свои слабости и недостатки, пытается провести преобразования в своих имениях, чтобы облегчить участь крестьян. Но здесь его ожидала неудача: слишком велико отчуждение между барином и народом, посчитавшим его нововведения блажью.

  Неудовлетворённый масонской деятельностью, после знаменитой речи в ложе Пьер порывает с «вольными каменщиками» и оказывается в новом духовном кризисе, который преодолевается любовью к Наташе и чувством единения с народом в войне 1812 года.

Схема 26. Нравственные искания Пьера Безухова

  Война 1812 года — решающий этап в духовных исканиях Безухова. На свои средства он снаряжает ополчение, находит особую прелесть в том, чтобы пожертвовать всем ради общего спасения. Моментом истины становится для него Бородино. Именно на батарее Раевского он ощутил свою полную ненужность среди людей, занятых ратным трудом, но и необыкновенное единение, тёплое, почти семейное отношение солдат, прозвавших его «наш барин». Пьера так поразило увиденное, что он собирается стать солдатом: «Солдатом быть, просто солдатом! Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими». Солдатом он не стал, но испытать все тяготы плена, как и рядовым участникам войны, Безухову всё же пришлось.

  Оставшись в Москве, Пьер хочет единолично принести пользу Отечеству, убив Наполеона. Этим подчёркивается, что герой ещё не изжил в себе индивидуалистические, наполеоновские черты. Переодевшись кучером, в очках, Безухов бродит по захваченной врагом столице, становится свидетелем пожара, а вместо своей главной цели спасает девочку и защищает женщину-армянку от пьяных французов. Безухов был обвинён в поджигательстве, несправедливо осуждён маршалом Даву. Расстрел невинных людей окончательно подрывает веру в жизнь и в Бога. И только встреча в бараке для пленных с Платоном Каратаевым помогает Пьеру преодолеть кризис и вновь обрести веру в себя. Он понял, что счастье находится «в нём самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей». Безухов перенимает формы поведения у своего нового учителя жизни. Как и все остальные пленные, Пьер даже не пытается помочь ослабевшему Каратаеву, поступая так, как бы сделал сам Платон. С этого времени Безухов начинает оценивать всё происходящее с ним с позиции Каратаева. Поэтому после освобождения, в Орле, один в совершенно чужом городе, он радуется тому, что его накормили вкусным бульоном или уложили спать в чистую постель, или от осознания того, что враг разгромлен. Своё «освобождение» от жены он тоже воспринимал как часть окончившейся войны 1812 года. Пьер не делает никаких планов на дальнейшую жизнь, он плывёт по течению, живёт одним днём, радуясь ему.

  В эпилоге писатель показывает совершенно нового Безухова: уверенного в своей правоте, счастливого в семейной жизни. В браке с Наташей достигнута духовная гармония — эту часть жизни Пьера одобрил бы Платон Каратаев. А вот общественные взгляды Безухова идут в разрез с каратаевской самодостаточностью и замкнутостью. Герой спорит с Николаем Ростовым. Обеспокоенный судьбой России и всего человечества, Пьер, критикуя правительство, собирается ему помочь, организовав некое общество: «Общество может быть не тайное, ежели правительство его допустит. Оно не только не враждебное правительству, но это общество настоящих консерваторов. Общество джентльменов в полном значении этого слова. Мы только для того, чтобы завтра Пугачёв не пришёл зарезать и моих, и твоих детей и чтобы Аракчеев не послал меня в военное поселение, — мы только для этого берёмся рука рукой, с одной целью общего блага и общей безопасности». В этом пространном рассуждении Л. Н. Толстой попытался определить, в первую очередь для себя, зерно декабристского движения, показать благородство тех, кто 14 декабря 1825 года вышел на Сенатскую площадь.