Война и мир

  «Мысль народная» в романе-эпопее. «Народная мысль», которую, по собственному замечанию, больше всего любил в романе Толстой, раскрывается в «Войне и мире» в двух аспектах: философском и нравственном.

В эпопее слово «народ» используется в значении, более близком понятию «нация», внутри которой сосуществуют два сословия — дворянство и крестьянство, т. е. собственно народ, но автор их не противопоставляет друг другу. Они дополняют друг друга: внутренний мир лучших представителей дворянства чрезвычайно сложен, а крестьянское миропонимание гармонично в своей простоте. Любимые автором герои-дворяне приходят в результате своих духовных исканий к соединению с народом, принятию его моральных ценностей и способов жизни.

  С позиции толстовской философии народ является движущей силой истории. Именно потому, что на защиту своего Отечества встал весь народ, русские одержали победу в войне 1812 года. Наполеон не мог выиграть эту войну даже теоретически, так как сражался не с армией, а с целым народом. В морально-этическом плане народ является носителем лучших человеческих качеств, поэтому с народных позиций оцениваются абсолютно все события в романе. Оба эти аспекта взаимосвязаны и дают автору критерий для оценки своих героев — близость народу, его судьбе и истории делит героев романа на две части.

  Л. Н. Толстой поэтизирует в романе народ как духовное единство людей, основанное на вековых традициях. Ему писатель противопоставляет толпу — агрессивных, эгоистичных людей. Толпу возглавляет Растопчин, в толпу превращается бегущая из России армия Наполеона. Эти персонажи не могут называться героями. Истинным героем является Кутузов — носитель «народного чувства» в эпопее.

  Сквозь призму народного мировосприятия в романе даётся оценка светской жизни. Наташа Ростова не могла оценить оперу, на которой познакомилась с Анатолем. Девушка видела и в декорациях, и в сюжете, и в игре актёров надуманность, фальшь, «ей становилось то совестно за актёров, то смешно за них».

  Народ у автора — это и армия, и партизаны, и смоленский купец Ферапонтов, который готов поджечь свой дом, чтобы добро не досталось врагам. Это и мужики, которые не хотели продавать сено французам даже за хорошие деньги и жгли его. Это и москвичи, покидавшие свои дома, потому что нельзя было оставаться под властью врагов. Это и Марья Болконская, которая после смерти отца пришла в ужас от предложения своей компаньонки Бурьен остаться в Богучарове и просить покровительства у французского генерала. Это и Ростовы, бросающие своё имущество, чтобы найти место для раненых. В толстовском понимании народную душу отражали и Василий Денисов, и Кутузов, и Ростовы, и Болконские. Им свойственны сострадание и патриотизм — лучшие черты народного характера, которые наиболее ярко проявились в войне 1812 года.

  И всё-таки писатель не идеализирует народ. Он рассказывает о казаках, москвичах и мужиках из соседних деревень, которые пришли в столицу, чтобы грабить, «продолжали то, что делали французы». Толстой описывает бунт богучаровских крестьян как некую стихийную силу, неожиданно прорвавшуюся и трудно объяснимую, не управляемую разумными способами. Богучаровцы отказались дать подводы княжне Марье, не приняли помещичий хлеб, который княжна Марья разрешила им раздать. Но они сделали это, поверив листовкам о том, что Наполеон даст им свободу и землю. Автор обращает внимание на то, что такой бессмысленный бунт мог произойти только в этом имении Болконских, поскольку жизнь в Богучарове и в мирное время очень отличалась от лысогорской. Здесь было мало грамотных, а селение фактически изолировано от окружающего мира. Поэтому крестьянский бунт был вполне закономерен, но крайне несвоевременен. Богучаровцы выпадают из общего единения в 1812 году, они готовы предать своих господ и Родину, подчинившись французскому императору. Этот стихийный бунт невозможно было остановить с помощью разумных действий, как это пыталась сделать княжна Марья, но зато «неразумная животная злоба» Николая Ростова смогла отрезвить толпу крестьян.

  Воплощением русского народного характера принято считать Платона Каратаева и Тихона Щербатого. Этих героев объединяет крестьянское происхождение и участие в войне. Но Платон пошёл в армию по набору, а Тихон присоединился к «партии» Денисова по своей воле. Они оба притягивают к себе людей: Тихон — шутками, Платон — рассказами. Оба умеют приспосабливаться к ситуации, их можно назвать народными умельцами. Но каждый из них представляет свой вариант русского национального характера: Тихон — его активное начало, а Платон — пассивное миросозерцание, близкое к христианскому милосердию.

  Тихон Щербатый не только «самый полезный и храбрый человек» в отряде Денисова. Он был единственным из своей деревни, кто нападал на «миродёров». Тихон мог убить захваченного француза, потому что он был «совсем несправный» и «грубиян». Совершённое им убийство ничего для него не значит, поэтому, рассказывая о своей вылазке, он глупо улыбается. Щербатый выполнял в отряде всю чёрную и гадкую работу, подчиняясь общему инстинкту истребления врага. Его жестокость имеет звериную природу, поэтому писатель сравнивает его с волком, но оружие, которым Тихон совершает свои убийства, вполне мирное — это топор, который также считался народным орудием в борьбе против угнетателей.

Кадр из фильма «Война и мир», 1965—1967 (режиссёр С. Бондарчук, Платон Каратаев — актёр М. Храбров)

  «Олицетворением всего русского, доброго и круглого» называет в романе автор Платона Каратаева. Он живёт в гармонии с собой и со всем миром, не разделяя его на своих и врагов. Платон одинаково хорошо относится и к прибившемуся к пленным псу, и к измученному Безухову, и к французскому солдату, которому шил рубаху. Каратаев любил весь мир и всех людей, поэтому не имел привязанностей, дружбы и любви в обычном понимании. Он ощущал свою жизнь как небольшую частицу «целого, которое он постоянно чувствовал». Даже знакомясь с Пьером, Платон представляется во множественном числе: «Каратаевы прозвище». Само присутствие Каратаева в бараке для пленных создавало ощущение уюта. Обращает на себя внимание его молодое лицо, которое «имело выражение невинности и юности», хотя Платону явно за пятьдесят (если судить по его рассказам о былых сражениях).

Образ Платона Каратаева появился только в последней редакции романа, что подчёркивает его значимость. Это своеобразный праведник, который должен был стать для Пьера Безухова «олицетворением духа простоты и правды». В эпилоге именно его мнение словно примеривает к своей новой жизни Пьер, говоря, что Платон одобрил бы их отношения с Наташей, но не оценил бы общественные взгляды Безухова.

  Речь Платона часто противоречива и нелогична, но производит впечатление на слушателей. Свои рассказы он пересыпает пословицами и поговорками: «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся», «Где суд, там и неправда», «Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету» и др. В них отражается народное понимание справедливости, отношение к счастью и покорность судьбе. Короткая молитва Каратаева похожа на набор слов. Но это молитва обо всём живущем на земле, которую произносит человек, чувствующий свою связь со всем миром.

  В Платоне Каратаеве есть простота, спокойствие, умение приспосабливаться к любой обстановке, вера в жизнь, доброжелательность. Но есть в нём и другое, что помогло возродиться духовно Пьеру. Доброта Платона превращается во всепрощение, вера в разумность естественного хода истории — в покорность перед судьбой. Он подчиняется собственной интуиции, живёт «не своим умом — Божьим судом». Это те качества, которые, считает Толстой, изначально присущи русскому крестьянству.