А. А. Фет

Афанасий Афанасьевич

ФЕТ

1820–1892

 

И пока святым искусством
Радуется свет,
Будет дорог нежным чувством
Вдохновенный Фет.

К. М. Фофанов

  Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) родился в 1820 году (точная дата рождения поэта не установлена) в усадьбе помещика А. Н. Шеншина Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии.

  До четырнадцатилетнего возраста будущий поэт носил фамилию своего отца и считал себя потомственным русским дворянином. В 1834 году, когда мальчик обучался в немецком пансионе, Орловской духовной консисторией было установлено, что брак А. Н. Шеншина с немецкой подданной Шарлоттой-Елизаветой Фёт был оформлен уже после рождения их первенца — сына Афанасия. Из письма отца будущий поэт узнал, что должен теперь именоваться Афанасием Фётом, поскольку считается сыном первого мужа матери.

Музей-усадьба А. А. Фета
в Курской области

  Юноша не имел привилегий, связанных со званием дворянина, и даже подписывался так: «К сему иностранец Афанасий Фёт руку приложил». Почти 30 лет своей жизни он потратил на то, чтобы вернуть себе фамилию Шеншин и дворянский титул.

  А. А. Фет продолжил образование в пансионе профессора истории М. П. Погодина для подготовки в Московский университет, куда он был зачислен в 1838 году.

  Университет положил начало становлению юноши как поэта. Первый поэтический сборник Фета «Лирический пантеон» был опубликован уже в 1840 году и одобрен В. Г. Белинским. Во время обучения в университете Фет особенно сдружился с будущим известным критиком и поэтом А. А. Григорьевым.

  Окончив словесное отделение Московского университета, в 1845 году Фет поступил на военную службу, чтобы получить офицерский чин, а с ним — и принадлежность к дворянству.

В период службы в 1848 году А. А. Фет встретил свою самую большую любовь — Марию Лазич. По воспоминаниям современников, она, дочь отставного генерала, была талантливой пианисткой — её способности оценил известный французский композитор Ф. Лист во время гастролей по России. Несмотря на взаимное чувство, свадьба не состоялась: Мария была бесприданницей, а Фет не мог вернуть дворянство и существовал на армейское жалованье. Девушка не вынесла разлуки: в 1850 году она трагически погибла при загадочных обстоятельствах. А. А. Фет до конца жизни считал себя виновным в её смерти. Памяти возлюбленной поэт посвятил стихотворения: «Старые письма», «Ты отстрадала, я ещё страдаю...», «Светил нам день, будя огонь в крови...» и др.

  В 1850 году вышел второй сборник стихотворений поэта. К этому времени в чине поручика Фет стал служить ближе к Музей-усадьба А. А. Фета в Курской области Санкт-Петербургу. Это позволило ему в 1854 году войти в литературный круг «Современника» и познакомиться с Н. А. Некрасовым, И. А. Гончаровым и И. С. Тургеневым, критиками А. В. Дружининым и В. П. Боткиным. Под руководством И. С. Тургенева второй сборник стихотворений был тщательно переработан и в 1856 году опубликован ещё раз под названием «Стихотворения А. А. Фета». Воодушевлённый успехом, Фет начал писать поэмы, повести в стихах, прозу, а также путевые очерки и критические статьи, переводил произведения Г. Гейне, И. Гёте, А. Мицкевича и других поэтов.

  Так и не получив дворянского титула, в 1858 году А. А. Фет вышел в отставку, а в 1861 году приобрёл в Орловской губернии небольшое имение Степановка. Здесь у поэта открылся новый талант: он показал себя незаурядным хозяином. Степановка стала образцовой усадьбой: показатели урожаев его имения были едва ли не лучшими в губернии, а яблочную пастилу Фета доставляли прямо к императорскому двору.

  В 1863 году вышел двухтомник стихотворений А. А. Фета, получивший неоднозначную оценку. Одни критики указали на «прекрасный лирический талант» автора, другие обрушились на него с резкими статьями и пародиями. Один из друзей Фета отмечал: «Может показаться, что имеешь дело с двумя совершенно различными людьми... Один захватывает вечные мировые вопросы так глубоко и с такой шириной, что на человеческом языке не хватает слов, которыми можно было бы выразить поэтическую мысль, и остаются только звуки, намёки и ускользающие образы, другой как будто смеётся над ним и знать не хочет, толкуя об урожае, о доходах, о плугах, о конном заводе и мировых судьях. Эта двойственность поражала всех, близко знавших Афанасия Афанасьевича».

Полное собрание
стихотворений
А. А. Фета.
Том I (1912)

  В 1873 году поэту были возвращены звание дворянина и фамилия Шеншин, однако стихотворения он продолжал подписывать как А. А. Фет. Он сам так писал об этом: «Я между плачущих Шеншин, // И Фет я только средь поющих». В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьёвку и дом в Москве, где и провёл остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в столицу.

  Четыре сборника его стихотворений были объединены под общим названием «Вечерние огни» (1883—1891). Композитор П. И. Чайковский, поэт Я. П. Полонский, поэт и философ В. С. Соловьёв, писатель Л. Н. Толстой высоко оценили его стихотворения.

  В предисловии к сборнику «Вечерние огни» А. А. Фет писал: «Скорбь никак не могла вдохновить нас. Напротив, жизненные тяготы и заставляли нас в течение пятидесяти лет по временам отворачиваться от них и пробивать будничный лёд, чтобы хотя на мгновение вздохнуть чистым и свободным воздухом поэзии».

  В последние годы жизни А. А. Фет получил общественное признание. В 1884 году за перевод сочинений Горация он стал первым лауреатом полной Пушкинской премии Императорской Академии наук. Через два года поэта избрали её членом-корреспондентом. В 1888 году Афанасия Фета лично представили императору Александру III и присвоили придворное звание камергера.

  В 72 года завершился жизненный путь поэта в его доме на Плющихе в Москве.

  Творчество А. А. Фета оказало огромное влияние на русскую поэзию. Оно вдохновило многих поэтов Серебряного века: И. Ф. Анненского, А. А. Блока, В. Я. Брюсова, Андрея Белого, А. А. Ахматову.