Практикум

2. Историография истории Беларуси (В. А. Белозорович)

Одним из первых описаний Беларуси, сделанных иностранными путешественниками, считаются записи фламандца Жилибера де Ланнуа — камергера бургундского герцога. В 1413 г. он был направлен послом в Новгород. Назад, во Францию, возвращался через Динабург — Вильну — Троки — Ковно — Мемель (Даугавпилс — Вильнюс — Троки — Каунас — Клайпеда). На обратном пути встретился с великим князем Витовтом, получил от него подарки. В своем коротком и очень общем описании отметил наличие у жителей ВКЛ отдельного языка и 12 епархий.

Больше информации о Беларуси в ХV в. оставили венецианцы — посол Амброджо Контарини и Иосафат Барбаро. Возможно, последний здесь не был, а текст скомпилировал у А. Контарини (издан в 1543 г.). А. Контарини в феврале 1477 г. проезжал через ВКЛ, направляясь из Московии в Западную Европу, а через 10 лет опубликовал свои впечатления.

В XVI в. Папу Римского посетил русский посол Дмитрий Герасимов. Его рассказы о ВКЛ записал итальянский историк Паоло Джовио Новокомский. Потом неизвестный автор почти слово в слово повторил сведения, приведенные Паоло Джовио, в книге «Донесения о Московии» (1557 г.). К слову, в то время компиляция не считалась делом крамольным. К примеру, Папа Римский Пий ІІ  повторил описание ВКЛ, сделанное чехом Геронимом. Тот утверждал, что на территории Беларуси можно ездить только зимой, а вместо денег местные жители используют кусочки меди и серебра.

Особенно интересные сведения оставил посол Священной Римской империи Сигизмунд Герберштейн… В 1516—1517 гг. и 1526—1527 гг. он дважды приезжал в Москву и Новгород. Результатом этих путешествий стала книга «Записки о Московии», в которой отдельный раздел посвящен Беларуси — «О Литве». Автор под Литвой понимал ВКЛ. Он писал: «Ближе всех к Московии Литва. Я говорю теперь не об одной только области, но о странах, которые к ней прилегают и разумеются под общим названием Литва. Она пролегает длинной полосой от города Черкассы, который находится возле Борисфена (Днепра), вплоть до Ливонии». Раздел начинается панегириком Евстафию Дашковичу, от которого Герберштейн узнал не только о подробностях набега на Северскую землю, но и о характере взаимодействия литовских и крымских войск во время набега 1521 г., деталях отношений черкасского воеводы с крымским ханом Мухаммедом-Гиреем. О войнах с Московией в 1517—1518 гг. рассказывал канцлер ВКЛ Ольбрехт Гаштольд, которому Герберштейн приписывает и сведения о торговле в Киеве. В другом месте Герберштейн называл белорусские земли Русью, утверждая, что большей частью Руси владеет великий князь московский, а остальными ее частями — великий литовский князь Сигизмунд. По Герберштейну, все города на западном берегу Днепра были «подчинены королю польскому, те же, что пролегают по восточному берегу, подвластны государю Московскому, кроме Дубровны и Мстислава, находящихся под властью Литвы»…

Герберштейн заметил, что православные жители перемешаны с «чужими, иноязычными и иноверными племенами». Автора удивляло бесправное положение крепостного крестьянства и мелкой шляхты. «Народ там угнетен тяжелым рабством», — утверждал он. О местной шляхте Герберштейн писал так: «Если ей угрожает откуда-нибудь война, и она должна защищать свое имущество от вражеской силы, то она является на место сбора с огромной пышностью, готовая больше к самохвальству, чем к войне, а по окончании сбора она быстро расходится; те же, кто остаются, отправляют домой лучших коней и снаряжение… А магнаты, обязанные посылать за свой счет определенное количество воинов, откупаются за деньги, которые дают военачальнику, и остаются дома… Среди них наблюдается такое самохвальство во всех поступках, что, видимо, они не только пользуются непомерной свободой, но и злоупотребляют ею».

Есть сведения о хозяйстве тогдашней Беларуси. О Гродненщине Герберштейн написал: «В том княжестве очень хорошие урожаи, в соответствии с природой той страны». Утверждал, что из Беларуси в Гданьск, а оттуда в Нидерланды отправляли мед, воск и поташ, а также смолу, зерно и древесину для строительства кораблей, был свидетелем того, как с востока сюда завозили соль, шкуры, меха и «длинные белые зубы зверей, которые зовутся моржами и живут в Северном море». Как видно из записок Герберштейна, белорусские купцы пользовались в торговле с Московским государством привилегиями. «Не всякому купцу, кроме литовцев, поляков или подчиненных их власти, открыт свободный доступ в Московию». Дипломат дает также список епископств, которые существовали в ВКЛ. Отмечает три католических — Виленское, Жемайтское и Киевское, и православные — Виленское, Полоцкое, Владимирское, Луцкое, Пинское, Холмское и Перемышльское. Называет двух наиболее известных полководцев — Константина Острожского и Михаила Глинского. Герберштейн подробно описывает мятеж последнего против короля Сигизмунда І Старого.

Для иноземных путешественников отличительными чертами ВКЛ были суровые зимы с морозами и множеством снега, большое количество лесов, рек и болот. Как правило, иноземцы жаловались на стужу.

Герберштейн писал, что 1 января 1527 г., когда он выехал из Гродно в м. Крынки, «ударили жестокие морозы, а стремительный ветер, подобный вихрю, крутил и разбрасывал снег так, что от этого холода померзли кони и собаки». Иоганн Корб писал о невероятной глубине снежных сугробов, о непроглядных метелях в конце февраля 1698 г. Путешественники хорошо описывали белорусские реки и озера. Августин Мейерберг подал подробные сведения о Днепре и его притоках. Много места отведено описанию густых и непроходимых лесов, растительного и животного мира Беларуси.

1. Определите, при каких обстоятельствах появились первые описания ВКЛ в иностранных произведениях.
2. Какие выводы можно сделать из сообщения чеха Геронима о ВКЛ?
3. Каким событиям посвящена книга С. Герберштейна «Записки о Московии»?
4. Что в ВКЛ удивляло автора «Записок о Московии»?
5. Как С. Герберштейн характеризовал шляхту ВКЛ?
6. Какие сведения о развитии хозяйства ВКЛ можно найти в произведении С. Герберштейна?
7. Какие отличительные черты ВКЛ называли иностранные путешественники?
8. Сделайте вывод о том, какие возможности нам дают для изучения истории Беларуси сведения современников исторических событий (см. памятку «Как делать вывод»).