§ 26-1. Образование на белорусских землях во второй половине XVI — XVIII в.

4. Реформы Эдукационной комиссии

В 1773 г. папа римский запретил деятельность ордена иезуитов. Это событие было использовано в Речи Посполитой для осуществления кардинальных изменений в образовании. Не только иезуитская система образования, но и все имущество ордена были переданы специально созданной Эдукационной комиссии. Она стала первым в мире министерством образования — государственным органом, призванным открывать учебные заведения, заказывать написание учебников, набирать учителей. Отличительной чертой Эдукационной комиссии был ее полностью светский характер.

Среди предметов выделялись естественнонаучные и гуманитарные, а также дисциплины о нравственности — о хороших и плохих поступках, отношении к слугам и господам. Особое внимание уделялось физическому воспитанию. Языком обучения был польский, но не исключалось изучение других языков. Образование носило всесословный характер.

В 1783 г. был принят единый для всех школ Речи Посполитой Статут обучения, предусматривавший деление школ на три типа: начальные (парафиальные), средние (окружные, подокружные), высшие  (Главные школы). На территории Беларуси было открыто около 200 начальных и 20 средних школ, в Главную школу ВКЛ была преобразована Виленская иезуитская академия.

При содействии магнатов образование распространялось и на частных землях. Для своих крестьян магнаты могли открывать специализированные профессиональные школы: медицинские, сельскохозяйственные, финансовые. Появлялись военные и медицинские учебные заведения. Одно из самых известных таких заведений — медицинская школа в Городне, организованная Антонием Тизенгаузом. Под руководством француза Жана Жилибера она смогла подготовить три выпуска специалистов.

Эдукационная комиссия создала учебники для всех типов школ. В качестве преподавателей работали профессора пиарских, иезуитских и других католических церковных школ.

К сожалению, проведение образовательной реформы было прервано разделами Речи Посполитой. Опыт деятельности Эдукационной комиссии позднее нашел продолжение в образовательной реформе императора Александра I.