§ 22-1. Берестейская церковная уния

1. Причины заключения Берестейской церковной унии

Великое Княжество Литовское геополитически находилось на границе двух конфессий, представители которых доминировали в государстве. Это давало повод Москве и Риму вмешиваться во внутренние дела княжества. Чтобы защитить независимость ВКЛ, требовалось что-то иное — и не католичество, и не православие.

К XVI в. отчетливо проступили черты кризиса православия. Константинополь был захвачен турками, а епархии не смогли создать систему школ для шляхты, подготовки кадров низшего духовенства. Иезуит Петр Скарга, характеризуя состояние православия в ВКЛ, писал: «Попы охолопели, наука упала».

В начале 90-х гг. XVI в. на встречах с представителями Ватикана православные епископы ВКЛ предлагали условия объединения церквей в княжестве. Инициаторами унии выступили епископ берестейский и владимирский Ипатий Потей и епископ луцкий Кирилл Терлецкий. Их поддержали киевский митрополит Михаил Рогоза, король Речи Посполитой Сигизмунд III Ваза и канцлер ВКЛ Лев Сапега. Весной 1595 г. на церковном соборе почти все православные епископы, кроме львовского, согласились заключить церковную унию. Они подготовили «33 артикула» — условия преобразования православной церкви ВКЛ в униатскую.