*§ 4-1. Социальная коммуникация
Массовая коммуникация.
Никлас Луман: «То, что мы знаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живём, мы знаем благодаря массмедиа.
В дальнейшем понятием «массмедиа» должны быть охвачены все общественные учреждения, использующие технические средства для распространения сообщений (Kommunikation). Прежде всего, подразумеваются книги, журналы, газеты, изготавливаемые на печатном станке; а также результаты разного рода фото- или электронного копирования в том случае, если массовые продукты производятся ими для ещё не определённых адресатов.
Распространение сообщений в эфире также подпадает под это понятие, если сообщения общедоступны, а не служат исключительно для телефонной связи отдельных участников. Массовое производство рукописей под диктовку, напоминающее средневековые скриптории, не должно удовлетворять данному понятию, как и общедоступность пространства, в котором осуществляется коммуникация, — а значит, речь идёт не о докладах, театральных представлениях, выставках, концертах, а о распространении этих постановок на кассетах или дисках. Это ограничение может выглядеть несколько искусственным, но основная мысль состоит в том, что только машинное производство какого-либо продукта как носителя коммуникации, а не письменность как таковая, привело к обособлению особой системы массмедиа. Технология распространения здесь является почти таким же достижением, каким для экономики стала опосредующая функция денег: сама эта технология конституирует лишь медиум — условие тех возможностей для формообразований, которые, затем в этом отличаясь от самого медиума, образуют коммуникационные операции, обеспечивающие обособление и замкнутость операций системы».
Интервью с канадским философом Маршаллом Маклюэном «Мы смотрим на мир через зеркало заднего вида».
— Можете рассказать нам историю развития медиа с начала, но вкратце?
— Довольно трудно подобрать краткое изложение, которое вписалось бы в формат такого интервью, но я попробую перечислить основные медиапрорывы. При этом хочу напомнить, что моя трактовка термина «медиа» очень пространна: она подразумевает вообще любую технологию, усиливающую человеческое восприятие и возможности человеческого тела — это может быть что угодно, от одежды до компьютеров. И ещё один ключевой момент, о котором я хочу напомнить, — общество всегда формируется непосредственно природой медиа, используемых людьми, а не их содержанием. Любой технологии присущ «мидасов эффект»: как только в обществе возникает усиление какого-либо явления, всё остальное мироустройство тут же начинает меняться, чтобы встроить в себя эту новинку. Как только в обществе появляется новая технология, она тут же меняет всю структуру этого общества. Следовательно, новая технология — революционный по своей натуре ингредиент. Мы можем убедиться в этом, наблюдая, как развиваются электрические медиа. Мы видели это много тысяч лет назад, когда изобрели фонетический алфавит, который в то время был такой же далеко идущей новинкой, имевшей огромные последствия для человечества.
— Если даже, как вы утверждаете, медиа несут в себе всё послание, как вы можете совершенно не брать в расчёт контент? Неужели содержание речей Гитлера по радио не оказало влияния на немцев, например?
— Акцентируя внимание на том, что медиа, а не контент — это послание, я не говорю, что контент не играет роли, скорее, он играет второстепенную роль. Даже если бы Гитлер передавал лекции по ботанике, какой-нибудь другой демагог начал бы использовать радио для ретрайбализации немцев, вновь зажигая тёмную, атавистическую сторону племенной культуры, создавшей европейский фашизм в 20-х и 30-х гг. XX в. Если уделять всё внимание содержанию и почти ничего носителю, мы теряем все шансы понять и повлиять на воздействие новых технологий на человека, становясь, таким образом, всегда ошеломлёнными и неподготовленными к революционным изменениям окружающего мира, вызванным новыми медиа. Оглушённый этими изменениями, которые он не в силах понять, человек повторяет последний отчаянный крик своего племенного предка — Тарзана, в момент его падения на землю: «Кто смазал жиром мою лиану?». Немецкий еврей, преследуемый фашистами из-за того, что его старый племенной строй столкнулся с их новым, не мог понять, почему мир перевернулся, в точности так же, как американцы сегодня не понимают реконфигурацию социальных и политических институтов, вызванную электрическими медиа в целом и телевидением в частности.
Прочитайте текст фрагмента интервью, используя приём INSERT (название приёма представляет собой аббревиатуру):
● I — interactive (интерактивная);
● N — noting (познавательная);
● S — system for (система);
● E — effective (для эффективного);
● R — reading (чтения);
● T — thinking (и размышления).
По ходу чтения делаются пометки:
«+» — я это знаю;
«!» — новая для меня информация;
«-» — противоречивая информация (противоречит тому, что я знал);
«?» — возникли вопросы, мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.