Война и мир

Д. А. Шмаринов.
Семья Ростовых

  «Мысль семейная» в романе-эпопее «Война и мир». Принадлежность к определённой нации, её ценностные ориентиры усваиваются человеком через семью, поэтому такое большое место в эпопее занимает описание «дворянских гнёзд» — семей Ростовых и Болконских. Это две гармоничные общности людей, у которых много общего: душевность, гостеприимство, истинная любовь и привязанность между всеми её членами, честность во внутрисемейных отношениях, глубокая сердечность и близость простому народу. Судьба Отечества тесно связана с жизнью этих семейств. Уходят защищать родину Николай и Петя Ростовы, не колеблясь, отправляется в полк, а не в штаб князь Андрей, Ростовы оставляют имение под госпиталь, а старый Болконский финансирует ополчение. Эти две семьи противопоставлены высшему свету Петербурга и в некоторой мере друг другу.

 
Д. А. Шмаринов.
Старый князь
Болконский

  Наиболее дороги писателю Ростовы. Они представляют собой идеал семейного счастья, основанный на добрых взаимоотношениях между близкими. Они переживают неурядицы вместе, будь то проигрыш Николая Долохову, или измена Наташи, или отъезд из Москвы. В их отношениях нет места холодной рассудочности. В этой семье детей воспитывают в свободе, их балуют, развивают в них непосредственность и жизнерадостность. Поэтому все Ростовы так полны жизненной энергии и тесно связаны с окружающим миром. Только Вера при всей своей красоте, хороших манерах и правильности суждений отличается душевной чёрствостью и эгоистичностью. Но сами родители говорят, что её «совсем иначе воспитывали», чем остальных детей, держали в строгости, вот и перемудрили со старшей дочерью. Особую роль в доме Ростовых играет мать, её близость детям автор подчёркивает, давая младшей, общей любимице, материно имя — Наташа. Илья Андреевич известен своим хлебосольством, поэтому именно графу Ростову поручают организовать приём в честь Багратиона.

  Семейный уклад Болконских несколько иной: здесь тон всему задаёт «деспот» старый Болконский. Этот «старик с зоркими умными глазами» был другом Кутузова, ещё в молодости заслужил звание генерал-аншефа, даже опальный, не перестаёт заниматься политикой, приготовил премию за написание истории суворовских походов. Несмотря на возраст, он полон энергии, постоянно занят: пишет мемуары, обучает дочь, работает в саду или точит табакерки на станке. Жизнь этой семьи подчиняется строгому распорядку, установленному однажды и навсегда главой дома. Николай Андреевич не выносит, когда ему противоречат, часто ссорится с дочерью и сыном. Но это только внешняя сторона взаимоотношений в этой семье. Все Болконские очень сильны по характеру, их объединяет скрытая душевная теплота. Николай Андреевич крайне сдержан в выражении своих отцовских чувств, очень требователен к своим детям. Он воспитывает по собственной системе княжну Марью, обучая её основам многих наук, хотя о женском образовании в России в то время ещё не было и речи. Может показаться, что старик Болконский демонстрирует жестокое отношение к дочери. Но именно в годы вынужденного затворничества в отцовском доме формируется высокий душевный потенциал княжны Марьи, который чувствует её брат и который так привлекает в ней Николая Ростова.

К. И. Рудаков.
Княжна Марья

  И всё-таки при значительном сходстве эти две семьи — Ростовы и Болконские — не могли объединиться до 1812 года: первые были слишком просты, близки народу, а вторые — гордые аристократы с высоким интеллектом и напряженной внутренней жизнью. Именно поэтому, а не из-за упрямства Николая Андреевича, отношения князя Андрея и Наташи не имели бы счастливого финала.

  Особое место писатель отвёл молодым семьям, обрисованным в эпилоге.

  Николай Ростов и княжна Марья дополняют друг друга, ощущая себя единым целым. Николай сравнивает жену с пальцем, который нельзя отрезать, хотя и чётко осознаёт, что жена умнее и духовно богаче его. Это только поддерживает в Николае «чувство удивления перед её душевностью» и радость от того, что «она с своею душой не только принадлежала ему, но составляла часть его самого». Николай весь отдался хозяйственным заботам, выплачивает долги по отцовскому наследству, поддерживает достаток своей семьи. Марья ревнует своего мужа к хозяйству, она не понимает, как можно ограничиваться только материальными заботами. Она несёт в их семье духовное начало, доброту и нежность. Марья — прекрасная мать, чуткая воспитательница своих детей. Её «детский дневник» — «это неустанное, вечное душевное напряжение, имеющее целью только нравственное добро детей». Марья в своей семье во многом воплощает отцовские идеалы воспитания детей. Она зорко наблюдает за их развитием, поощряя положительное и наказывая за проступки. Марья с укоризной замечает мужу, что нельзя выделять младшенькую дочь, пусть она и похожа на свою тётку — Наташу Ростову. Марья и Николай как родного воспитывают Николеньку — сына Андрея Болконского.

  Семейная жизнь Пьера и Наташи идеализирована автором. Целью их супружества было не только рождение детей, их воспитание, но и духовное объединение этих героев. Пьер и после семи лет брака «видел себя отражённым в своей жене». Наташа же подчёркивала в нём «только то, что было истинно хорошо». Они настолько близки, что угадывают друг друга. Писатель показывает, что настоящая семья невозможна без жертв со стороны супругов. Пьер оказался «под башмаком своей жены», не делал ничего, что могло принести ущерб семье. Наташа бросила «все свои очарованья». Но это, по Толстому, жертвы мнимые, они не изменили сути героев: Наташа вполне сможет научить своих детей чувствовать красоту простой жизни, природы и музыки, а Пьер будет по-прежнему помогать другим людям.

  Автор открыто исповедует патриархальный взгляд на семью. Семья в представлении писателя — свободное объединение людей, основанное на чёткой иерархии (во главе её отец, а мать делает всё для сохранения семейного очага, дети подчиняются авторитету родителей). Гармоничный семейный мир в романе противопоставлен отчуждённости людей в светских салонах Шерер, Элен или Жюли Карагиной или в так называемых мнимых семьях — у Курагиных, Бергов, Друбецких. В них люди, связанные браком или кровным родством, не имеют общих интересов.

  Отношения между родителями и детьми Курагиными поддерживаются только ради приличия. По словам князя Василия, дети — это его крест. Нельзя сказать, что он не заботится о них, но делает это из стремления к собственному благополучию. Он даже готов пойти на преступление — уничтожить завещание графа Безухова. Ведь пристроив детей, можно спокойно жить дальше, не думая ни о каких проблемах. Все Курагины — глубоко порочные эгоисты. Княгиня завидует красоте и молодости своей дочери. Князь Василий фактически продаёт дочь Пьеру, пытается сделать то же самое с Анатолем, сватая его к княжне Марье. Весьма безнравственно поведение Элен, о которой даже негативно обрисованный автором Наполеон скажет: «Это прекрасное животное». Она постоянно изменяет мужу и даже не пытается скрывать этого. «Фамильные» черты Курагиных — ординарность и глупость, что старательно прячется от светского общества. Пьер, зная, что его жена откровенно глупа, недоумевает, почему Элен считалась в свете «умнейшей женщиной». Безухов, глядя на Анатоля, воскликнет, выразив суть семьи Курагиных: «О, подлая, бессердечная порода!» Любое вторжение Курагиных в миры Ростовых или Болконских приносит последним жестокие разочарования и беды. Возможно, так Толстой пытался показать кризис патриархальной семьи, которую разрушают новые, не самые лучшие проявления жизни.

  Брак Пьера и Элен, с точки зрения писателя, с самого начала был обречён: его основу не составляла любовь, а целью не были дети. Элен выходила замуж по расчёту, её привлекало богатство и положение мужа в обществе. Она не хотела иметь детей, цинично заявляя об этом. Пьер также не испытывал к будущей супруге ничего, кроме физического влечения, впрочем, быстро угаснувшего. Элен представляет собой тип предельно развращённой светской красавицы, холодной, надменной, бессердечной, равнодушной ко всему, что не касается её благополучия. «Где вы — там разврат и зло», — бросает в глаза своей жене Пьер. Сам он глубоко переживает, винит себя за то, что произнёс «люблю», не любя, видит, что этот брак едва не привёл его к убийству человека (дуэль с Долоховым).

  Семья Друбецких также далека от настоящей семьи. Борис не уважает мать, видя её готовность унижаться ради денег. Он женится на Жюли Карагиной ради её денег, несмотря на своё отвращение к ней. Это ложное семейство, поскольку и Жюли выходит замуж, только чтобы не остаться старой девой.

Кадр из фильма «Война и мир»,
1965—1967  (режиссёр С. Бондарчук, Элен — И. Скобцева,
Пьер — С. Бондарчук)

  Семья Бергов также представляет собой тип светской, не подлинной семьи. Отношения между Верой и её мужем не основаны на глубоком чувстве, хотя Берг по-своему любил жену, видел в ней олицетворение собственного счастья. Расчётливость Берга особенно ярко проявляется в сватовстве к Вере: он выбирает момент, когда Ростовы находятся в материальном затруднении и не могут ему отказать. Он вроде бы демонстрирует благородство, предлагая в такую минуту Вере замужество, но при этом торгуется с Ильёй Андреевичем о приданом. У Бергов нет детей. Главная забота этой семьи — подражание богатым и материальное благополучие. Берга несказанно радует, что у его супруги такая же накидка, как и у графини Юсуповой, а вечер в его доме повторяет то, что происходило у других. Даже в оставляемой жителями Москве Берг спешит купить «шифоньерочку», так понравившуюся Вере.

  В целом, «мысль семейная» и «мысль народная» в романе взаимосвязаны. «Семейные» отношения для писателя не обязательно проявляются только между близкими родственниками. Наташа, пляшущая под гитару бедного дядюшки, душевно близка ему, как и остальным присутствующим, независимо от степени их родства. Причём среди них есть и дворовые, и экономка Анисья. Во время охоты граф Илья Андреич, упустивший по собственной глупости волка, стерпел очень резкие слова от своего ловчего Данилы. Всё это показывает, что родственная атмосфера Ростовых допускает определённую свободу во взаимоотношениях людей, может даже стереть социальные барьеры.

  Отцом солдат, дедушкой для Малаши выступает в эпопее Кутузов; сыном, беспокоящимся о судьбе Отечества, назван Багратион. На батарее Раевского Пьер чувствует особенное «семейное оживление», а солдаты тут же окрестили чудаковатого дворянина «наш барин». Сходная атмосфера и на батарее Тушина в Шенграбенском сражении, и в полку князя Андрея перед Бородином, и в партизанском отряде, куда попал Петя Ростов. Любопытно, что почти такие же отношения демонстрируют русские солдаты по отношению к отступающим французам. Русские солдаты усаживают у костра вышедшего из леса Рамбаля и его денщика Мореля, кормят их, а Рамбаля даже отводят к офицерам погреться. Французского барабанщика Венсана полюбил не только его ровесник Петя Ростов, но и окружившие их партизаны.

Кадр из фильма «Война
и мир», 1965—1967. Салон Анны Павловны Шерер
(режиссёр С. Бондарчук)

  Пародией на семейные отношения является салон Анны Павловны Шерер, хотя он внешне устроен как узкий семейный мир, в котором можно приятно провести время. Но всё здесь превращается в бессмысленный ритуал, начиная с приветствия тётушки, о которой тут же все забывают, заканчивая самими разговорами. Бездетную хозяйку (важная деталь в её характеристике), «общественную энтузиастку» писатель сравнивает с умелым метрдотелем, который «сервирует» общество и «угощает» своих гостей то виконтом Мортемаром и аббатом Марио, то Борисом Друбецким, приехавшим из-за границы, то новостью о сватовстве Пьера к Элен Курагиной. Все гости Шерер безупречно говорят по-французски. Этим писатель ещё раз подчёркивает искусственность мира этих людей, их оторванность от народа. Примечательно, что из всех гостей Шерер только Пьер, хоть и вырос за границей, пользуется русским языком. Салон Анны Павловны — это бездушная «равномерная, приличная разговорная машина». Здесь всё заранее предопределено и насквозь фальшиво. Любое естественное проявление чувств, искренних оценок вызывает панику или лицемерное снисхождение. Особенно неестествен такой стиль жизни во время Отечественной войны, когда на приёмах у Элен или Анны Павловны, играя в патриотизм, эти люди штрафуют друг друга за использование французского языка. Сама Анна Павловна демонстративно отказывается посещать французский театр из «патриотических» соображений. А такие люди, как Жюли Друбецкая, собираясь покинуть Москву, устраивали «прощальный вечер». Но это ложный, показной патриотизм. На самом деле высший свет больше занимает, кого из многочисленных поклонников выберет Элен, кто окажется в милости или опале при дворе Александра I.