§ 17. Утверждение антидемократических режимов в Европе
5. Практика фашизма
Поражение в Первой мировой войне и национальное унижение сформировали у немцев комплекс неполноценности и стремление взять реванш. В 1920 г. Гитлером были провозглашены программные положения НСДАП «25 пунктов», в которых были отражены суть и специфика немецкого фашизма. Наряду с фактически социалистическими положениями, которые поддержала основная масса населения, были высказаны требования расширения жизненного пространства немцев за счет колоний, построения моноэтничного немецкого государства, ущемления в правах неграждан, доминирования идеи расового превосходства. В дальнейшем все это вылилось в массовые преступления, убийства и геноцид многих народов.
В Италии был представлен классический корпоративистский вариант фашизма. Муссолини считал, что «фашизм правильнее называть корпоративизмом, ведь он означает сращивание власти корпораций и правительства».
По итальянскому образцу накануне Второй мировой войны фашизм возник в Австрии и Ирландии. В Бельгии и Испании фашисты также выступали за построение корпоративистского государства, но на основе католицизма.
Кроме того, в 1920—1930-е гг. фашистские организации возникли в Великобритании, Нидерландах, Португалии, Дании, Исландии, Швейцарии, Финляндии. Во Франции в 1934 г. фашистский путч был сорван в связи с созданием состоящего из антифашистских партий Народного фронта.
Норвежский фашизм во главе с министром обороны В. Квислингом, как и немецкий, формировался на платформе неоязычества, наследия викингов, которые рассматривались как проявление общегерманской языческой культуры.
В 1920-е гг. национал-социалистские партии по немецкому образцу возникли и в Швеции. В 1921 г. в этой стране был открыт институт расовой биологии.
Достаточно широко фашизм был представлен и в Восточной Европе: в Болгарии, Румынии, Албании, Венгрии, Эстонии, Латвии, Литве, Чехословакии, а также в Югославии на базе конфликта между православными сербами и католиками-хорватами.
В Польше в 1926 г. Ю. Пилсудский фактически установил политическую систему управления, имевшую немало черт фашизма.