§ 19. Развитие науки и культуры в условиях кризиса индустриального общества
2. Наука и культура
Драматический опыт Первой мировой войны и новые технологии оказали огромное влияние на трансформацию как народной, так и элитарной культуры. До войны радио использовалось прежде всего в качестве беспроволочного телеграфа на кораблях. В 1920-е гг. оно превратилось в средство трансляции музыки, новостей и рекламы. Правительство США разрешило создать частное радиовещание. Но в большинстве других государств радиовещание находилось в собственности государства, и новое средство информации использовалось в образовательных, культурных и пропагандистских целях.
Новые технологии оказывали влияние на развитие других средств массовой информации (массмедиа). Здесь также впереди были США, за которыми шла Европа. Увеличивались тиражи газет и журналов, привлекавших читателей сенсационными заголовками и фотографиями. Красочные объявления в газетах призывали потребителя приобретать новейшие товары. Недорогие граммофоны и патефоны позволяли даже семьям со средними доходами наслаждаться музыкой в своих домах, что раньше было привилегией богатых. Все более популярным становился кинематограф. Джаз, мультипликационные и гангстерские фильмы обрели известность на всех континентах, что свидетельствовало о возникновении глобальной массовой культуры.
В целом культура не только изменялась под влиянием технических достижений, но и трансформировалась после войны благодаря открытиям в естественных и социальных науках. Среди множества теорий и открытий первых десятилетий XX в. некоторые имели глобальные последствия.
Революция в физике изменила все старые представления о природе. Оказалось, что атом не является последней неделимой частицей материи, поскольку состоит из еще более мелких частиц. М. Планк открыл, что свет и энергия не образуют непрерывный поток, а излучаются в виде нейтральных элементарных частиц — квантов. Общая теория относительности А. Эйнштейна поставила под сомнение незыблемость ньютоновской физики. Согласно его теории время, пространство и масса являются не фиксированными, а относительными величинами. Людям, далеким от науки, это казалось лишенным всякого смысла. Тем не менее физики обещали открыть многие тайны природы и обеспечить людей новыми источниками энергии.
Результаты исследований в социальных науках были более впечатляющими, чем в новой физике, так как они бросили вызов викторианской морали, буржуазным ценностям и даже самой идее западноевропейского превосходства. Австрийский психиатр З. Фрейд создал теорию и технику психоанализа. Он выявил в человеческом сознании не только рациональное начало, но также скрытые слои эмоций и желаний, подавленных социальными ограничениями. Фрейд писал: «Примитивные, дикие и злые импульсы не исчезли из индивидуума, но продолжают свое существование, хотя и в подавленном состоянии». Тем временем социологи, антропологи начали эмпирическое изучение обществ, как западных, так и незападных. Еще накануне войны французский социолог Э. Дюркгейм пришел к сенсационному тогда выводу, что «нет фальшивых религий, все они верны по-своему».
Хотя эти идеи были высказаны до 1914 г., именно опыт Первой мировой войны во многом подтвердил их справедливость, поставив под сомнение веру европейцев в разум и прогресс. Если слова «примитивный» и «дикий» применимы к европейцам в равной степени, как и к другим народам, и если все религии в равной степени верны, то что же остается в результате от превосходства западной цивилизации? Новый подход к изучению человеческого общества был назван культурным релятивизмом по аналогии с понятием «относительность» в физическом мире. Одни приняли новые идеи с энтузиазмом, другие осудили и отвергли их. Самоуверенное восприятие порядка и прогресса, характерное для европейской и американской культуры, было поколеблено.