Print bookPrint book

*История одного города

Site: Профильное обучение
Course: Русская литература. 10 класс
Book: *История одного города
Printed by: Гость
Date: Sunday, 19 May 2024, 4:23 PM

  История создания. «История одного города» создавалась в период творческого расцвета Щедрина. Известно, что в 1867 году писатель знакомит своих друзей с историей губернатора с фаршированной головой (этот рассказ будет положен в основу главы «Органчик»), а работу над новым произведением Щедрин начнёт в 1868 году. Первоначально роман получил название «Глуповский летописец», однако в журнале «Отечественные записки» он был опубликован в 1869—1870 годах под заголовком «История одного города».

  Годом создания романа принято считать 1870-й, однако работа над текстом продолжалась до 1883 года (всего при жизни писателя вышли три отдельные книги, в каждую из которых автор вносил правки).

Известно, что М. Е. Салтыков-Щедрин несколько раз изменял порядок глав в романе, а в первое отдельное издание также была добавлена глава о Двоекурове.

  Полное название произведения — «История одного города. По подлинным документам издал М. Е. Салтыков (Щедрин)». По форме оно представляет собой летопись с чётко определёнными хронологическими рамками — 1731—1826 годы. Щедрин выступает в произведении как повествователь-архивариус, составитель «глуповского летописца», а также как издатель, который опубликовал и прокомментировал архивные материалы. Писатель использует элемент мистификации, выдавая себя за учёного-историка, издателя, а вымышленные документы — за подлинные. 

В период работы над романом «История одного города» писателя интересуют три проблемы: роль народных масс в истории, как и Л. Н. Толстого в эпопее «Война и мир»; характер дальнейшего развития России (будет ли страна капиталистической); судьба интеллигенции, её связь с народом. Все они нашли решение на страницах произведения.

  Своеобразие жанра и композиции произведения. По жанру это роман-обозрение, роман-пародия на традиционное представление истории государства в виде цепочки сменяющих друг друга князей-градоправителей. Щедрин пародирует ряд эпизодов из «Повести временных лет» и «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, например происхождение глуповцев, описание пожаров, голода, постигших Глупов, и т. д. Как и в русской истории XVIII века, в романе появляется ряд лжеправителей (Дунька-Толстопятая, Матрёна-Ноздря, Клемантинка де Бурбон, Лядоховская Анелия Алоизиевна), некоторые из градоначальников (Грустилов, Перехват-Залихватский, Беневоленский, Угрюм-Бурчеев) имеют сходство с русскими царями или их фаворитами.

  Для Щедрина не так важно, кто из героев романа соотносится с реальными историческими лицами, поскольку в центре внимания автора — проблема взаимоотношений власти и народа.

  Щедрин сумел соединить в своём романе сюжеты легенд, сказок, мифов с реальными историческими событиями, поэтому «Историю одного города» нельзя назвать только пародией. Сатирик сознательно использует анахронизмы, смещает временные планы повествования: он писал роман не о прошлом, а о настоящем России. Хотя критики часто видели в произведении обратное, даже И. С. Тургенев писал, что «История одного города» — это, «в сущности, сатирическая история русского общества во второй половине прошлого и в начале нынешнего столетия…».

  Некоторые исследователи считают, что в романе «История одного города» имеются черты антиутопии.

Антиутопия — жанр литературы, который в художественной форме отражает невозможность построения идеального общества, государства при изначальном стремлении к достижению именно такого мироустройства.

  Финал романа «История одного города», в котором сама история прекратила своё течение, предупреждает читателя о том, что разумное переустройство облика города-государства не может привести к улучшению жизни его жителей, что невозможно бесконечно приспосабливаться к новому градоначальнику-правителю. Народ таким образом утрачивает свою национальную идентичность и может быть стёрт с лица земли, полностью уничтожен.

  Композиционно в романе можно выделить три части. Вводную часть составляют предисловие автора («От издателя»), рассуждения глуповских летописцев и краткая «Опись градоначальникам». Основная часть — сохранившиеся летописные сведения о самых значительных «правителях» города. Это мало связанные между собой главы. В заключительной части («Оправдательные документы») приводятся сочинения самих градоначальников.

 Образы градоначальников. В романе выведена галерея градоначальников. Все они носят «говорящие» фамилии, вызывающие только негативные ассоциации.

Как известно, в романе «История одного города» летописец сообщает читателю о том, что городом Глуповом управляли 22 градоначальника. Салтыков-Щедрин указал эту цифру не случайно. Первым русским царём-самодержцем считается Иван Грозный. Со времени его воцарения (1547) до выхода в свет «Истории одного города» (1869) Россией правили последовательно 22 царя.

Ил. С. Алимова

  Щедрин выделяет три типа градоначальников: «Все они секут обывателей, но первые секут абсолютно, вторые объясняют причины своей распорядительности требованиями цивилизации, третьи желают, чтоб обыватели во всём положились на их отвагу». Формально их можно разделить на деспотов, либералов и демократов. Однако Щедрин с помощью сатиры, гиперболы и гротеска показывает относительность такого деления. Их взаимоотношения с глуповцами соответствуют формуле: «Градоначальники секут, а обыватели трепещут». 

  Градоначальники похожи на марионеток: они, как заведённые, выполняют свои обязанности, у них фаршированные головы, как у Прыща, или механические, как у Брудастого. Их приход к власти так же случаен, как и смерть. Не зря в «Описи градоначальникам» писатель так настойчиво перечисляет причину смерти каждого из них. Это усиливает сатирическое начало в авторской характеристике героев.

  Открывает галерею градоначальников Дементий Варламович Брудастый. Он молчалив, энергичен, никогда не улыбается, знает только две фразы «Не потерплю!» и «Раз-зорю!», которыми приводит в ужас горожан. В создании образа использованы гротеск (только две мелодии нужны, чтобы управлять городом, туловище без головы — буквальное воплощение поговорки «Нет головы на плечах») и гипербола (строчил бумаги день и ночь, у него появились двойники). Щедрин буквально указывает на «безмозглость», бюрократизм этого градоправителя.

  Много общего с Брудастым-«Органчиком» имеет Прыщ. Это пустозвон с фаршированной головой. Он прибыл в город «отдохнуть-с!», не вмешивается в дела обывателей вообще, в результате чего они достигают изобилия. Автор использует гиперболу в описании процветающего города: «Амбары ломились от приношений… сундуки не вмещали серебра и золота, а ассигнации просто валялись на полу». 

Ил. Э. Б. Гельмса

  Щедрин настойчиво утверждает, что, только не мешая развитию народа, власть сможет принести ему наибольшую пользу. Поэтому Микалаидзе смог прекратить одичание глуповцев, вызванное «войнами за просвещение», приказав: «1) просвещение и сопряженные с оным экзекуции прекратить и 2) законов не издавать». 

  Беневоленский хоть и создаёт совершенно бессмысленные законы из-за «непреоборимой наклонности к законодательству» («Всякий человек да опасно ходит; откупщик же да принесёт дары»; «Устав о добропорядочном пирогов печении»), не мешает естественному ходу истории. Он практически устранился от дел, поэтому при нём «благополучие глуповцев... не только не нарушилось, но получило лишь пущее утверждение».

Прототипом Беневоленского считают  М. Сперанского — крупного государственного деятеля, участника комиссии по составлению нового законодательства при Александре I. Сперанский, как и Беневоленский, имел страсть к сочинительству. Он, как и герой романа, был отстранён от должности за подозрение в связи с Наполеоном.

  Правление Угрюм-Бурчеева — апогей деспотизма. Цель этого градоначальника — сломать старый Глупов и построить новый, правильный, на европейский манер. Для этого он не остановится ни перед чем: изменит русло реки, сломает все здания в городе. Целыми днями он занят шагистикой, отдавая команды самому себе, он похож на заведённую игрушку-автомат. Это фанатик, автор открыто называет его «мрачным идиотом». Он деспот даже в семье: у него голодные, дикие дети, которые объелись и умерли. При правлении Угрюм-Бурчеева даже рядовые глуповцы при всей своей забитости ощутили, что «далее дышать в этом воздухе невозможно».

Прототипами Угрюм-Бурчеева были Николай I и Аракчеев.

  История Угрюм-Бурчеева заканчивается картиной «не то ливня, не то смерча», налетевшего на Глупов: «Раздался треск, и бывший прохвост моментально исчез, словно растаял в воздухе». Критики спорили о том, какой смысл вкладывать в «Оно», уничтожившее Угрюм-Бурчеева. Некоторые видели в этом образе предсказание народной революции, бессмысленный и беспощадный бунт, поскольку смерч появился в тот момент, когда в глуповцах заговорило чувство стыда, похожее на гражданское самосознание. Но Угрюм-Бурчеев не договорил свою последнюю фразу до конца: «Придёт некто за мной, который будет ещё ужаснее меня». Поэтому «Оно» считали символом ещё более жёсткой реакции, так как в «Описи градоначальникам» говорится, что следующим правителем был Перехват-Залихватский, который въехал в Глупов «на белом коне», сжёг гимназию и уничтожил науки.

  Итог деятельности градоначальников ужасен: «История прекратила течение своё». Но только на непродолжительное время: река, которую пытался обуздать Угрюм-Бурчеев, смела плотину и вернулась в своё старое русло. Это символ нормальной жизни, которая противопоставлена абсурдной государственной власти.

  Глупов и его жители. Местом действия своего произведения Щедрин избирает город Глупов.

Впервые название города появляется в творчестве сатирика в 1860-е годы в очерках «Глупов и глуповцы» и «Глуповское распутство», запрещённых цензурой.

  Город Глупов — обычный российский город с площадью в центре, где находятся дом градоправителя и присутственные места с собором, рынком, деревянными домишками обитателей, многочисленными слободками-предместьями: Навозная, Болотная, Негодница. Всё в нём серо, однообразно. «Это была беспорядочная куча хижин, нежели город. Не имелось ясного центрального пункта; улицы разбегались вкривь и вкось; дома лепились кое-как, безо всякой симметрии, по местам теснясь друг к другу, по местам оставляя в промежутках огромные пустыри».

  Автор не связывает его с каким-то определённым городом: то он похож на уездный городишко, то обретает черты столицы, то больше похож на село, огороженное деревянной изгородью, то границы его расширяются, и оказывается, что за глуповским выгоном проходит граница с Византийской империей.

  По ходу повествования несколько раз меняются детали: сначала сказано, что головотяпы основали Глупов на болоте, а потом он сравнивается с Римом, построенным на семи холмах. Такая противоречивая характеристика объясняется тем, что Глупов для автора был моделью всей России, обобщённым образом, в котором отражено всё самое типичное и самое страшное из российской истории, вечные пороки русской государственной и общественной жизни.

  Жизнь горожан изображена не сатирически, а трагически, положение глуповцев напоминает «чёрную, безграничную бездну». Краски предельно сгущены, нет ни одного светлого пятна. Глуповец — «человек, которому с изумительным постоянством долбят голову и который, разумеется, не может прийти к другому результату, кроме ошеломления». У глуповцев нет чёткой сословной принадлежности: они то ходят на службу, то работают в поле, среди них есть и «опасные мечтатели», и «людишки и сироты», и «чиновные архистратиги». В целом это безликая, бесправная масса: имён у обывателей нет, это либо Ивашка 1-й, либо 2-й и т. д. В этом их главное отличие от градоправителей, которые имеют хоть и ужасное, но своё лицо, сохраняют индивидуальность. Щедрин подчёркивает забитость и верноподданнические чувства глуповцев. Чтобы вызвать радость горожан, нужно лишь показать им правителя, а после его смерти «многие плакали, потому что почувствовали себя сиротами…», им нужно, «чтоб на лице у начальника играла приветливая улыбка…» («Органчик»). Глуповцы не умеют отстаивать свои интересы перед властью. Они отправляют для переговоров «ходоков» Евсеича, Пахомыча, но «старатели» исчезают, ничего не добившись, а глуповцы «и рады были бунтовать, но никак не могли устроить это, ибо не знали, в чём заключается бунт». «Бунт на коленах» готов был перерасти в настоящий, но этого так и не произошло. Между тем Щедрин указывает, что дорога в город Умнов лежит через город Буянов.

  Критик А. С. Суворин упрекал Щедрина в «глумлении над русским народом», но сам писатель утверждал, что «следует различать народ исторический и народ, представляющий идею демократизма». Именно первый с его безвольным миросозерцанием стал объектом сатиры в «Истории одного города», а второму писатель, как и Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев и другие, «всегда сочувствовал».

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Сравните последовательность частей в журнальной публикации произведения и в современном варианте. Почему писатель изменил порядок расположения глав? Как это повлияло на восприятие произведения читателем?

2. Опираясь на материалы пособия и дополнительные источники, создайте кластер «Жанровое своеобразие романа “История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина», показав многожанровую природу этого произведения.

3. Сформулируйте главную проблему «Истории одного города». С помощью карты-памяти покажите, как она связана с другими проблемами и темами, которые автор поднимает в своём романе.

4. Создайте таблицу «Сравнительная характеристика градоначальников Глупова», указав в ней полное имя правителя, прозвище (если оно есть), срок правления, основные деяния, черты характера, отношение к нему обывателей. Сделайте вывод: действительно ли существенные различия были между разными градоправителями.

5. Какую символическую нагрузку выполняет обуздание реки Угрюм-Бурчеевым в «Истории одного города»? Найдите 2—3 толкования этого эпизода. Какая точка зрения кажется вам наиболее убедительной? Поясните, почему вы так считаете.

Задания по выбору учащихся, в т.ч. творческого характера

6. Создайте экскурсионный маршрут по городу Глупову. Подготовьте текст для экскурсовода или материалы для рекламного буклета разработанного вами экскурсионного тура (по выбору учащихся).

7. Подумайте, реализован ли «бред» Угрюм-Бурчеева о городе Непреклонске в истории ХХ века.

8. По дополнительным источникам узнайте, какие существуют трактовки финала «Истории одного города».