Тематический план
- Общее
- Раздел 1. Геометрическое черчение
Раздел 1. Геометрическое черчение
- С помощью каких средств люди передают друг другу различную информацию? Как вы считаете, что такое графическое изображение?
- Вы узнаете: о графическом языке; видах графических изображений и их роли в передаче информации о предметном мире; о графических изображениях, предназначенных для передачи технической и технологической информации об изделиях.
- Вы научитесь: распознавать виды графических изображений.
- Вспомните, на чем выполняли графические изображения наши предки.
- Вы узнаете: какими чертежными инструментами, материалами и принадлежностями пользуются при выполнении чертежей, как подготовить инструменты и принадлежности к работе.
- Вы научитесь: подготавливать чертежные материалы и настраивать чертежные инструменты и принадлежности, пользоваться ими.
- Как вы считаете, какого размера бумага подходит для выполнения чертежей? Существуют ли стандарты для определения ее размера?
- Вы узнаете: какие форматы листов бумаги используют для выполнения чертежей, какие масштабы применяют для графических изображений.
- Вы научитесь: выполнять внутреннюю рамку и основную надпись чертежа, использовать масштаб при выполнении чертежей.
- Используя рисунок 18, объясните, почему графическое изображение детали на чертеже имеет линии различного типа.
- Вы узнаете: какими линиями выполняют графические изображения, почему необходимо использовать разные типы линий.
- Вы научитесь: выполнять разные типы линий в соответствии с ГОСТ.
- На ваш взгляд, в каких единицах выражают линейные размеры на чертежах деталей? Какие размеры имеют форматы А4, А3?
- Вы узнаете: что называется компоновкой чертежа, как на листе представить равновесное расположение всех элементов чертежа.
- Вы научитесь: гармонично выполнять компоновку отдельных элементов изображения в выбранном масштабе на определенном формате.
- Какими буквами — прописными или печатными — подписывается чертеж? На ваш взгляд, существуют ли правила ГОСТ на подписи чертежа?
- Вы узнаете: для чего нужны шрифты, какие они бывают.
- Вы научитесь: выполнять чертежным шрифтом простые надписи и размерные числа на изображениях предмета.
- Что показывают линейные размеры? Что обозначают угловые размеры?
- Вы узнаете: для чего необходимо наносить размеры на чертежах деталей, каковы правила их нанесения, какие ошибки встречаются в нанесении размеров.
- Вы научитесь: рационально наносить размеры на чертежах деталей.
- Какие чертежные инструменты вы знаете? Какие из них могут понадобиться для деления отрезков и углов на равные части? Поясните их назначение.
- Вы узнаете: как разделить отрезок и угол на равные части, используя только циркуль и линейку; как построить угол, не имея под рукой транспортира.
- Вы научитесь: делить отрезок, угол на равные части; строить перпендикуляры при помощи циркуля.
- Назовите основные геометрические построения, которые необходимо выполнить, чтобы начертить детали, изображенные на рисунке 34.
- Вы узнаете: как разделить окружность на равные части с помощью циркуля и угольника.
- Вы научитесь: делить окружности на равные части.
- Какие правильные многоугольники вы уже знаете. У какого многоугольника все стороны равны, но он не является правильным?
- Вы узнаете: какие многоугольники называют правильными.
- Вы научитесь: строить правильные многоугольники по заданной стороне с помощью циркуля и линейки.
- Как вы считаете, какие геометрические построения необходимо выполнить, чтобы начертить объекты, изображенные на рисунке 36?
- Вы узнаете: что такое сопряжения предметов, их элементы и принципы построения.
- Вы научитесь: выполнять сопряжения двух прямых, прямой и окружности, двух окружностей.
- Раздел 2. Проекционное черчение
Раздел 2. Проекционное черчение
- Вспомните из курса физики, как получается тень от предмета. В чем заключается метод Монжа? Почему тень имеет бо’льшие размеры, чем сам предмет?
- Вы узнаете: что такое проецирование, каковы его виды, каким образом выполняется проецирование предметов.
- Вы научитесь: выполнять проецирование предмета на одну плоскость проекций.
- Какой из изображенных предметов соответствует проекции? Свой ответ обоснуйте.
- Вы узнаете: принцип проецирования на две плоскости проекций, сущность метода Монжа.
- Вы научитесь: выполнять двухпроекционные чертежи предметов.
- Какой из изображенных предметов соответствует проекции? Свой ответ обоснуйте.
- Вы узнаете: принцип проецирования на три плоскости проекций.
- Вы научитесь: проецировать предметы на три плоскости проекций, выполнять трехпроекционные комплексные чертежи.
- Что представляет собой проекционная связь? Опишите алгоритм построения трехпроекционного чертежа предмета.
- Вы узнаете: что называется видом чертежа, каково количество основных видов и их расположение на чертеже, что такое комплексный чертеж.
-
Вы научитесь: правильно располагать предмет при построении комплексного чертежа, определять необходимое количество видов предмета.
- Вспомните из курса геометрии, что называется геометрической фигурой и геометрическим телом. Объясните разницу между ними. Приведите примеры простых геометрических фигур.
- Вы узнаете: как образуются геометрические тела, каковы проекции геометрических тел, как проецируются грани и ребра предметов на плоскости проекций.
- Вы научитесь: выполнять комплексный чертеж геометрических тел.
- Как проецируется точка на плоскость проекции? Каким образом проецируются отрезки и плоские фигуры по отношению к плоскостям проекций?
- Вы узнаете: каким образом спроецировать точку, находящуюся на поверхности предмета.
- Вы научитесь: выполнять проецирование точек, находящихся на поверхностях геометрических тел.
- Сравните изображения а и б. На каком из них лучше видна форма предмета? Свой ответ объясните.
- Вы узнаете: что такое аксонометрия, какие бывают виды аксонометрических проекций, как построить аксонометрические оси.
- Вы научитесь: строить аксонометрические оси различными способами.
- Как вы считаете, в каких случаях предмет целесообразно изображать во фронтальной диметрии?
- Вы узнаете: как выполняется построение аксонометрических проекций плоских фигур и окружностей.
- Вы научитесь: строить фронтальную диметрию и прямоугольную изометрию плоских фигур, выполнять прямоугольную изометрию окружности.
- Укажите способы построения аксонометрических проекций и их особенности. Как строят аксонометрические проекции плоских фигур?
- Вы узнаете: как построить прямоугольные изометрические проекции геометрических тел, как найти точки на их поверхностях.
- Вы научитесь: выполнять прямоугольные изометрические проекции геометрических тел, находить точки на их поверхностях.
- Что называется кубом, конусом, цилиндром, пирамидой. Объясните разницу между ними. Приведите примеры других геометрических тел.
- Вы узнаете: как построить развёртки геометрических тел, как обозначается изображение развёртки на чертеже.
- Вы сможете: выполнять развёртку геометрических тел.
- Как построить точку, принадлежащую поверхности геометрического тела (призмы, пирамиды, цилиндра, конуса)? Укажите условия, при которых в сечении конуса плоскостью получается окружность, эллипс, гипербола.
- Вы узнаете: как определить контур полого тела.
- Вы научитесь: выполнять комплексные чертежи полых тел.
- Какое графическое изображение наиболее полно передает форму предмета?
- Вы узнаете: что такое технический рисунок, принципы и методы построения технического рисунка, правила применения аксонометрических проекций в рисунке.
- Вы научитесь: выполнять технические рисунки плоских фигур, геометрических тел; передавать на рисунке объем, используя разные способы оттенений.
- Раздел 3. Машиностроительное черчение
Раздел 3. Машиностроительное черчение
- Дайте определение понятия «вид». Какие виды называются основными? Как располагаются основные виды на чертежах? Как правильно выбрать главный вид?
- Вы узнаете: для чего служат и в каких случаях используют местные и дополнительные виды, особенности их обозначения.
- Вы научитесь: выполнять и обозначать местные и дополнительные виды.
- Назовите основные виды, укажите их расположение на чертеже. В чем отличие между дополнительными и местными видами? Для каких целей используют условности и упрощения?
- Вы узнаете: что такое разрезы, их классификацию и обозначение, что такое местный разрез и в каких случаях используют.
- Вы научитесь: выполнять и обозначать разрезы.
- Какая часть предмета мысленно удаляется во время выполнения разреза? Надо ли обозначать секущую плоскость, если она совпадает с плоскостью симметрии детали?
- Вы узнаете: как соединяют часть вида частью соответствующего разреза, какие применяют условности и упрощения при выполнении разрезов.
- Вы научитесь: выполнять соединение части вида с частью соответствующего разреза.
- В каких случаях обозначают фронтальные, горизонтальные и профильные разрезы? Какой линией соединяют часть вида и часть разреза?
- Вы узнаете: что такое сечение и для чего его применяют, виды, правила выполнения и обозначения сечений на чертежах.
- Вы научитесь: выполнять и обозначать сечения.
- Как вы считаете, где применяется резьба, каково ее назначение? Приведите примеры изделий с резьбой.
- Вы узнаете: какие имеются виды резьбы, каковы ее размеры, элементы, как изображается и обозначается резьба на чертежах.
- Вы научитесь: выполнять чертежи стандартных крепежных изделий (болта, винта, гайки, шпильки), имеющих резьбу.
- Какие виды соединений деталей вам известны? Назовите их.
- Вы узнаете: на какие группы делятся соединения деталей в изделии, какие существуют типовые соединения, как изображаются некоторые типовые соединения деталей на чертежах.
- Вы научитесь: выполнять чертежи резьбовых соединений.
- Какие виды графических изображений вам известны? Объясните, как правильно выбрать главный вид при выполнении чертежа изделия.
- Вы узнаете: какие бывают виды изделий, какие еще графические документы применяют при конструировании изделий, чем эскиз отличается от чертежа.
- Вы научитесь: выполнять эскизы изделий.
- Какие соединения называются разъемными? Какие неразъемными? Что такое деталь и сборочная единица?
- Вы узнаете: что называется чертежом общего вида, сборочным чертежом, в чем их различия.
- Вы научитесь: определять по чертежу общего вида или сборочному чертежу количество деталей, входящих в состав сборочной единицы.
- Каково назначение чертежа общего вида? Сборочного чертежа? В чем их различия?
- Вы узнаете: последовательность чтения сборочных чертежей.
- Вы научитесь: определять по чертежу принцип работы изделия, анализировать форму и положение составных деталей, выявлять процесс сборки и разборки изделия на основании чертежа общего вида, выполнять деталирование.
- Как вы считаете, можно ли, используя знания по проекционному и машиностроительному черчению, выполнить чертеж дома? Свой ответ объясните.
- Вы узнаете: какие чертежи называют строительными, какие бывают виды строительных чертежей, виды документов при проектировании здания или сооружения.
- Вы научитесь: читать простые строительные чертежи.
- На ваш взгляд, позволят ли знания и умения выполнения графических изображений ручным способом быстрее освоить построение этих изображений с помощью компьютера?
- Вы узнаете: что такое система автоматизированного проектирования, какие преимущества в изготовлении чертежа она предоставляет специалистам, возможности наиболее распространенных систем автоматизированного проектирования (AutoCAD, Компас-ЗD, ArchiCAD, SolidWorks).
- Вы научитесь: отличать автоматизированные системы от неавтоматизированных.