- General
- Глава 1
Глава 1
Вы узнаете:
- общие свойства живых организмов;
- о среде обитания организмов и классификации экологических факторов среды;
- общие закономерности воздействия экологических факторов на организм и о лимитирующих факторах;
- о правиле минимума Либиха и законе толерантности Шелфорда;
- о роли света, температуры, влажности в жизни живых организмов;
- о средах жизни и разнообразии адаптаций организмов к ним.
Вы научитесь:
- проводить наблюдения за живыми организмами с целью выяснения их приспособленности к факторам среды обитания;
- распознавать типы адаптаций живых организмов к разным факторам среды обитания;
- характеризовать среды жизни и адаптации живых организмов к разным средам.
- Вспомните, по каким признакам можно отличить живой организм от объекта неживой природы. Как размножаются животные, растения?
- Как вы думаете? Какие свойства являются общими для всех живых организмов?
- Вы узнаете о разнообразии общих свойств живых организмов, по которым они отличаются от объектов неживой природы.
- Вспомните, какие факторы живой и неживой природы окружают растительный или животный организм в его местообитании.
- Как вы думаете? По каким критериям можно разделить на группы факторы среды обитания организма?
- Вы узнаете о классификации факторов среды обитания по их значимости для жизни организма и по природе происхождения.
- Вспомните, на какие группы классифицируют экологические факторы среды обитания по значимости для жизни организма и по природе происхождения.
- Как вы думаете? Почему одна и та же сила воздействия экологического фактора для одних организмов благоприятна, для других — неблагоприятна, а для третьих — губительна?
- Вы узнаете об общих закономерностях воздействия экологических факторов среды обитания на жизнедеятельность организмов, о пределах выносливости организмов.
- Вспомните, как изменяется жизнедеятельность организма при изменении силы воздействия экологического фактора.
- Как вы думаете? Могут ли факторы среды оказывать влияние друг на друга и при этом изменять силу воздействия на организм?
- Вы узнаете о разных типах взаимодействия экологических факторов.
- Вспомните, какие типы взаимодействия экологических факторов могут наблюдаться в среде обитания организма. Как при этом будет изменяться их сила воздействия на организм?
- Как вы думаете? Как определить фактор среды, от которого зависит жизнедеятельность организма при одновременном воздействии всех других экологических факторов?
- Вы узнаете о лимитирующем факторе, который определяет жизнедеятельность организма в среде обитания, а также о правиле минимума Либиха и законе толерантности Шелфорда.
- Вспомните, какую роль играет свет в жизни растений.
- Как вы думаете? Зачем нужен свет гетеротрофным организмам? Могут ли они жить в полной темноте?
- Вы узнаете о значении компонентов солнечного света для жизни организмов, о понятиях «фотопериод» и «фотопериодизм», об адаптациях к свету растений разных экологических групп.
- Вспомните, как реагируют растения на чередование светлого и темного времени суток. Влияет ли изменение длины светового дня в течение года на жизнь растений?
- Как вы думаете? Какие приспособления позволяют растениям существовать в разных условиях освещенности?
- Вы узнаете о разнообразии адаптаций у разных экологических групп растений по отношению к световому режиму среды обитания.
- Вспомните, как реагируют животные на чередование светлого и темного времени суток. Как изменение длины светового дня в течение года влияет на жизнь животных?
- Как вы думаете? Какую роль играет свет в жизни животных?
- Вы узнаете о роли света как источника тепла для животных, о его значении для их ориентации в пространстве.
- Вспомните, какую роль играет температура среды в жизни разных организмов.
- Как вы думаете? Почему при продвижении с юга на север размеры тела животных, как правило, увеличиваются, а высота растений уменьшается?
- Вы узнаете, почему температура является одним из лимитирующих факторов, какие организмы называются пойкилотермными, а какие — гомойотермными, как они реагируют на изменение температуры среды.
- Вспомните, какую роль играет температура среды в жизни растений.
- Как вы думаете? Какие приспособления позволяют растениям существовать в разных температурных условиях среды?
- Вы узнаете, какие типы адаптаций сформировались у растений разных экологических групп по отношению к температуре среды обитания.
- Вспомните, какую роль играет температура среды в жизни животных.
- Как вы думаете? Почему родственные виды, обитающие в более холодных условиях (на севере), как правило, крупнее тех, которые обитают в более теплом климате?
- Вы узнаете, какие экологические группы животных выделяют по отношению к температурному режиму среды, какие типы адаптаций к температуре сформировались у разных видов животных.
- Вспомните, какую роль играет вода в жизни растений.
- Как вы думаете? Почему у растений, сорванных в местообитаниях с различным водным режимом (в заболоченной местности, на влажном и суходольном лугу), увядание наступает через разные промежутки времени?
- Вы узнаете о разнообразии адаптаций растений к разной степени водообеспечения их среды обитания.
- Вспомните, какую роль играет вода в жизни животных.
- Как вы думаете? Откуда берут воду животные, обитающие в пустыне?
- Вы узнаете о разнообразии адаптаций животных к разной степени водообеспечения их среды обитания.
- Вспомните, какие изменения наблюдаются у растений с наступлением холодов, как изменяется поведение животных с приходом весны.
- Как вы думаете? Что является причиной изменений, возникающих в жизнедеятельности растений и животных при смене сезонов?
- Вы узнаете о разнообразии приспособлений растений и животных к сезонной смене условий среды обитания.
- Вспомните, что обозначают понятия «среда обитания» и «окружающая среда».
- Как вы думаете? Какие экологические факторы являются лимитирующими в водной среде?
- Вы узнаете о понятии «среда жизни», об особенностях температурного, светового, газового и солевого режимов в водной среде жизни.
- Вспомните, какие животные и растения обитают в водной среде жизни.
- Как вы думаете? Какие особенности строения имеют водные растения? Благодаря каким адаптациям водные животные могут обитать на разной глубине в водной среде?
- Вы узнаете об экологических группах водных организмов и их адаптациях к жизни в водной среде.
- Вспомните, чем воздух по свойствам отличается от воды.
- Как вы думаете? Какой из факторов наземно-воздушной среды жизни является основным лимитирующим фактором и почему?
- Вы узнаете об особенностях условий в наземно-воздушной среде жизни и об адаптациях организмов к этим условиям.
- Вспомните, что такое почва. Какие организмы живут в почве?
- Как вы думаете? Какие приспособления к эдафическим экологическим факторам должны иметь организмы, чтобы жить в почвенной среде?
- Вы узнаете об особенностях условий почвенной среды жизни и об адаптациях организмов к ним.
- Вспомните, где могут существовать организмы кроме водной, наземно-воздушной и почвенной сред жизни.
- Как вы думаете? Какие приспособления должен иметь организм, чтобы существовать в другом организме?
- Вы узнаете об особенностях адаптаций паразитов к жизни в организме хозяина.