ЗАДАНИЕ 6

Постройте в динамической математической среде GeoGebra изображение:
А) в вогнутом зеркале;
Б) в выпуклом зеркале.

Программное обеспечение 
математическая среда GeoGebra
Дополнительная информация 
Статья «Динамическая математическая программа GeoGebra».
Этапы выполнения задания
1

В качестве образца будет поэтапно описано выполнение задания А).

Задание Б) выполняется по аналогии.
Примечание. Рекомендуется предварительно ознакомиться с информацией в статье «Динамическая математическая программа GeoGebra».

2

Для организации работы с заданием выполните следующие действия:

   – перейдите по ссылке на сайт GeoGebra, скачайте и установите на компьютер программу GeoGebra Classic 6 (geogebra.org/download);
   – выберите вид интерфейса программы Geometry;
   – зарегистрируйтесь или войдите с помощью учетной записи Google – это нужно для сохранения результатов ваших построений и перехода на русскоязычный интерфейс приложения: кнопка   – команда  («Войти»).

Примечание. Переключение интерфейса программы на русский язык обычно происходит после авторизации.
Однако если это не произошло, нажмите кнопку   – команду  ( Настройки) – , в выпадающем меню выберите вариант «Русский» – Сохранить изменения. 

3

Построение вогнутого зеркала:
   – для построения зеркала выберите команду  (группа команд кнопки );
   – измените параметры полуокружности;
   для этого на панели объектов построения выберите полуокружность, нажмите  и в выпадающем меню выберите команду «Настройки».
   В появившемся окне измените цвет (вкладка «Цвет») и толщину линии (вкладка «Стиль»).
   Сбросьте инструмент.

 Примечание. Помните, что после выполнения построения определенным инструментом его надо выключать, чтобы не «засорять» чертеж ненужными геометрическими объектами.
Выключение инструмента можно выполнить нажатием кнопки Esc на клавиатуре или выбором инструмента .

4 Установите на чертеже точку О, которая является точкой пересечения полуокружности и оси Ох.
Сбросьте инструмент.
5 Установите точку фокуса (произвольно).
Используя команду «Настройки» на панели построения, измените название точки на F, цвет – красный.
Сбросьте инструмент.
6

Двойной фокус или точка 2F устанавливается при помощи команды  (группа команд кнопки ):
инструмент  – щелчок на точке О и щелчок на точке F.
Полученную точку переименуем (имя 2F указываем как заголовок и указываем «Показать заголовок») и изменяем ее цвет.
Сбросьте инструмент.

7

Постройте объект для отражения.

На оси OX ставим произвольную точку между точками F и 2F () и через эту точку проводим прямую, перпендикулярную оси OX ().
На построенной прямой ставим произвольную точку, которая определяет высоту нашего объекта для отражения.
Соединим две полученные точки с помощью инструмента .

Измените его цвет, толщину линии, уберите имена точек. 
Сбросьте инструмент.

8

Строим ломаную, которая показывает путь луча из верхней точки объекта:
   – строим прямую, параллельную оси OX и проходящую через верхнюю точку объекта ();

   – находим точку пересечения полуокружности и параллельной прямой ();
   – строим луч из точки пересечения и точки F ().

9

Строим путь второго луча, который проходит через фокус:
   – строим луч из верхней точки объекта и точки F ();
   – находим точку пересечения построенного луча и полуокружности ();
   – строим прямую, проходящую через полученную точку пересечения и прямую, параллельную оси OX ().

10

Построим отраженный объект:
   – на пересечении лучей из п. 8 и 9 получим точку, которая является отражением верхней точки нашего объекта ();
   – строим прямую, проходящую через точку пересечения и перпендикулярную оси OX ();
   – находим точку на пересечении перпендикулярной прямой и оси OX ();
   – строим отрезок, который является отражением нашего объекта (на рисунке это отрезок HI) ().

11

Оформим полученный чертеж:
   – пути лучей строим с помощью инструмента , делаем линию однотонной и пунктирной;
   – все вспомогательные линии построения скрываем (инструмент );
   – убираем имена всех вспомогательных линий, точек
   (на панели объектов построения выберите геометрический объект, нажмите  и в выпадающем меню выберите команду «Настройки», вкладка «Основные», уберите галочку напротив команды «Показывать обозначение»).

  

Пример модели задания А (d > F). 

Примечание. Обратите внимание, модель не строит изображение для случая, когда расстояние от линзы до объекта меньше F.
Подумайте, как доработать данную модель, чтобы она содержала построение и для этого случая.

12

Сохраните построенную интерактивную модель:
   –  команда  (кнопка  (правый верхний угол окна)) для сохранения модели на своем компьютере;
   или
   – команда  для сохранения модели на сайте GeoGebra.org.

Благодаря размещению модели онлайн можно потом поделиться ею с учителем и одноклассниками, а также сопроводить модель текстом.

Нажмите кнопку   команда «Поделиться» – «Вставить»).
Код модели скопируется в буфер памяти.

13

Разместите интерактивную модель на сайте «Колебания и волны. Квантовая физика».

Для этого:
   – перейдите по ссылке sites.google.com и выберите ваш сайт;
   – откроется редактор сайта.
   Перейдите на страницу «Оптика».
   На вкладке «Вставка» выберите блок «Встроить»;
   – в блоке выберите вкладку «Встроить код» и добавьте информацию из буфера памяти (код интерактивной модели) – кнопка «Далее» – кнопка «Вставить».
   Растяните размер блока на всю ширину страницы сайта;
   – на вкладке «Вставка» выберите блок «Текст» и добавьте его на сайте выше модели;
   – в текстовом блоке добавьте заголовок модели;
   – для доступа пользователей к новым материалам на сайте нажмите кнопку «Опубликовать».

14 Выполните построения для задания Б).
Опубликуйте модель на сайте.
15 Поделитесь своими моделями с учителем и одноклассниками.
Помощь

1. Видео «GeoGebra за 19 минут» 

2. Статья "Об использовании Geogebra в школьном курсе физики"

3. Сайт "Виртуальный прaктикум по физике"

Апошняе змяненне: Аўторак 6 Жнівень 2024 12:35