Тестовая работа «Пунктуация»
1. Запятая на месте всех пропусков ставится при однородных членах в предложениях:
а) Люблю я бешеную младость __ и тесноту __ и блеск __ и радость __ и дам обдуманный наряд.
б) Татьяна верила преданьям простонародной старины __ и снам __ и карточным гаданьям.
в) Давно ль для вас я забывал __ и жажду славы __ и похвал __ и край отцов __ и заточенье?
г) Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать, являться гордым __ и послушным, внимательным __ иль равнодушным!
д) Не дай мне бог сойтись на бале __ иль при разъезде на крыльце с семинаристом в жёлтой шале __ иль с академиком в чепце!
2. Запятая на месте всех пропусков ставится в сложных предложениях:
а) [Онегин] … умел судить о том, как государство богатеет __ и чем живёт __ и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет.
б) С своей волчихою голодной выходит на дорогу волк; его почуя, конь дорожный храпит __ и путник осторожный несётся в гору во весь дух.
в) Недели две ходила сваха к моей родне __ и наконец благословил меня отец.
г) Грустный, охладелый, я всё их помню __ и во сне они тревожат сердце мне.
д) Кому не скучно … всё те же слышать возраженья, уничтожать предрассужденья, которых не было __ и нет у девочки в тринадцать лет!
3. Знаки препинания перед союзами и, или верно расставлены в предложениях:
а) Кто ты, мой ангел ли хранитель, или коварный искуситель: мои сомненья разреши.
б) За что ж виновнее Татьяна? За то ль, что в милой простоте она не ведает обмана и верит избранной мечте?
в) За то ль, что любит без искусства, послушная влеченью чувства, что так доверчива она, что от небес одарена воображением мятежным, умом, и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным, и нежным?
г) Он счастлив, если ей накинет боа пушистый на плечо или коснётся горячо её руки, или раздвинет пред нею пёстрый полк ливрей, или платок подымет ей.
д) В избушке распевая, дева прядёт, и, зимних друг ночей, трещит лучинка перед ней.
4. Запятая перед как ставится на месте всех пропусков в предложениях:
а) В сердечных письмах __ как небрежен!
б) И песнь его была ясна __ как мысли девы простодушной __ как сон младенца __ как луна в пустынях неба безмятежных, богиня тайн и вздохов нежных.
в) Руссо (замечу мимоходом) не мог понять __ как важный Грим смел чистить ногти перед ним, красноречивым сумасбродом.
г) Богат, хорош собою, Ленский везде был принят __ как жених.
д) Она … и русский Н __ как N французский __ произносить умела в нос.
5. Запятая перед как ставится на месте всех пропусков в предложениях:
а) «Скажи: которая Татьяна?» — «Да та, которая грустна и молчалива __ как Светлана __ вошла и села у окна».
б) Я выбрал бы другую, когда б я был __ как ты __ поэт.
в) И бесконечный котильон её томил __ как тяжкий сон.
г) О пташка ранняя моя! Вечор уж __ как боялась я! Да, слава богу, ты здорова!
д) Она __ как с давними друзьями __ с своими рощами, лугами ещё беседовать спешит. Но лето быстрое летит.
6. Верно расставлены знаки препинания в предложениях при конструкциях с как:
а) Блистая взорами, Евгений стоит подобно грозной тени, и, как огнём обожжена, остановилася она.
б) Её тревожит сновиденье. Не зная как его понять, мечтанья страшного значенье Татьяна хочет отыскать.
в) Сжалось в нём сердце, полное тоской; прощаясь с девой молодой, оно, как будто, разрывалось.
г) Резва, беспечна, весела, ну точно так же, как была.
д) Кто б ни был ты, о мой читатель, друг, недруг, я хочу с тобой расстаться нынче, как приятель.
7. Найдите соответствия между столбцами таблицы (ответ запишите в виде буквенно-цифрового сочетания).
А. И Ленский, жмуря левый глаз, стал также целить — но __ как раз __ Онегин выстрелил... Б. Тоски ночной и следу нет, лицо твоё __ как маков цвет. |
1. Конструкция с как не выделяется, так как здесь она является частью составного именного сказуемого. 2. Конструкция с как не выделяется, так как в предложении происходит отождествление. 3. Конструкция с как не выделяется, так как является частицей. 4. Конструкция с как выделяется, так как является сравнительным оборотом. 5. Конструкция с как выделяется, так как является вводной единицей. 6. Конструкция с как выделяется, так как представляет собой придаточную часть сложного предложения. |
8. Укажите номера пропусков, где нужно поставить запятую:
Несносно видеть пред собою(1) __ одних обедов длинный ряд, глядеть на жизнь(2) __ как на обряд(3) __ и вслед за чинною толпой идти(4) __ не разделяя с ней ни общих мнений(5) __ ни страстей.
9. Укажите номера пропусков, где нужно поставить запятую:
Когда б вы знали(1) __ как ужасно(2) __ томиться жаждою любви, пылать — и разумом всечасно смирять волнение в крови; желать обнять у вас колени(3) __ и(4) __ зарыдав(5) __ у ваших ног излить мольбы, признанья, пени…
10. Двоеточие ставится на месте пропуска в предложениях:
а) Я с вами знал всё, что завидно для поэта __ забвенье жизни в бурях света, беседу сладкую друзей.
б) Судьба Евгения хранила __ сперва Madame за ним ходила, потом Monsieur её сменил.
в) Читал, читал, а всё без толку __ там скука, там обман иль бред; в том совести, в том смысла нет; на всех различные вериги; и устарела старина, и старым бредит новизна.
г) Нам просвещенье не пристало; и нам досталось от него жеманство __ больше ничего.
д) Замечу кстати __ все поэты — любви мечтательной друзья.
11. Двоеточие ставится на месте пропуска в предложениях, так как во второй части (далее) содержится пояснение того, что происходило в первой части:
а) Открытие большое вскоре её утешило совсем __ она меж делом и досугом открыла тайну, как супругом самодержавно управлять.
б) Надгробный памятник гласит __ смиренный грешник, Дмитрий Ларин, господний раб и бригадир, под камнем сим вкушает мир.
в) Всё решено __ я в вашей воле, и предаюсь моей судьбе.
г) Ещё предвижу затрудненья __ родной земли спасая честь, я должен буду, без сомненья, письмо Татьяны перевесть.
д) Она езжала по работам, солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы, ходила в баню по субботам, служанок била осердясь __ всё это мужа не спросясь.
12. Двоеточие ставится на месте пропуска в предложениях, так как далее в предложении содержится изъяснение:
а) Боюсь __ в мольбе моей смиренной увидит ваш суровый взор затеи хитрости презренной.
б) Вообрази __ я здесь одна, никто меня не понимает, рассудок мой изнемогает, и молча гибнуть я должна.
в) Игрок привёз свои колоды и горсть услужливых костей, помещик __ спелых дочерей, а дочки __ прошлогодни моды.
г) Перестань __ ты заплатил безумству дань.
д) Я знаю __ век уж мой измерен.
13. Двоеточие ставится на месте пропуска в предложениях, так как во второй части содержится причина, обоснование того, что происходило в первой части:
а) Если вашей Тани вы не забыли до сих пор, то знайте __ колкость вашей брани, холодный, строгий разговор, когда б в моей лишь было власти, я предпочла б обидной страсти и этим письмам и слезам.
б) Во дни веселий и желаний я был от балов без ума __ верней нет места для признаний и для вручения письма.
в) И наша дева насладилась дорожной скукою вполне __ семь суток ехали оне.
г) Напрасны ваши совершенства __ их вовсе недостоин я.
д) Но, получив посланье Тани, Онегин живо тронут был __ язык девических мечтаний в нём думы роем возмутил.
14. Предложения соответствуют схеме (учтите, что знаки препинания не расставлены):
[ ] : [ ].
а) Пора вставать седьмой уж час.
б) Но вас я не виню в тот страшный час вы поступили благородно.
в) Всё было просто пол дубовый два шкафа стол диван пуховый нигде ни пятнышка чернил.
г) Он охладительное слово в устах старался удержать и думал глупо мне мешать его минутному блаженству.
д) Я думал вольность и покой замена счастью.
15. Знаки препинания верно расставлены в предложениях:
а) Мы время знаем в деревне без больших сует: желудок — верный наш брегет.
б) Какая радость: будет бал!
в) Гроза 12 года настала: кто тут нам помог?
г) Пора нам в Оперу скорей: там упоительный Россини.
д) Сомненья нет: увы! Евгений в Татьяну как дитя влюблён.
16. Тире на месте пропусков ставится в предложениях:
а) Мы почитаем всех нулями, а единицами __ себя.
б) Меж ими всё рождало споры и к размышлению влекло __ племён минувших договоры, плоды наук, добро и зло, и предрассудки вековые, и гроба тайны роковые…
в) Поэта пылкий разговор, и ум, ещё в сужденьях зыбкой, и вечно вдохновенный взор __ Онегину всё было ново.
г) Мои желания __ покой, да щей горшок, да сад большой.
д) Тогда __ не правда ли? __ в пустыне, вдали от суетной молвы, я вам не нравилась...
17. Тире на месте пропусков ставится в предложениях:
а) Иные мне нужны картины __ люблю песчаный косогор, перед избушкой две рябины, калитку, сломанный забор, на небе серенькие тучи, перед гумном соломы кучи да пруд под сенью ив густых.
б) Он знак подаст __ и все хлопочут; он пьёт __ все пьют и все кричат; он засмеётся __ все хохочут; нахмурит брови __ все молчат.
в) Она глядит __ и сердце в ней забилось чаще и сильней.
г) В красавиц он уж не влюблялся, а волочился как-нибудь; откажут __ мигом утешался; изменят __ рад был отдохнуть.
д) Как сильно ни была она удивлена, поражена, но ей ничто не изменило __ в ней сохранился тот же тон.
18. Знаки препинания верно расставлены в предложениях:
а) Он видит — он ещё любим.
б) Лета к суровой прозе клонят, лета шалунью рифму гонят, и я — со вздохом признаюсь — за ней ленивей волочусь.
в) Что шевельнулось в глубине души холодной и ленивой? Досада? суетность? иль вновь забота юности — любовь?
г) Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл — и вот сама идёт волшебница-зима.
д) Онегин к юноше спешит, глядит, зовёт его... напрасно — его уж нет.
19. Правильно расставлены знаки препинания при прямой речи в предложениях:
а) «Ужели, — думает Евгений: — ужель она?»
б) «Я влюблена», — шептала снова старушке с горестью она. — «Сердечный друг, ты нездорова!» — «Оставь меня: я влюблена».
в) «Поедем, сделай одолженье! Ну, что ж?» — «Согласен». — «Как ты мил!»
г) И хором бабушки твердят: «Как наши годы-то летят!»
д) «Но где же, — молвил с изумленьем Зарецкий, — где ваш секундант?»
20. Спишите предложение, расставьте в нём знаки препинания:
Всё чем для прихоти обильной торгует Лондон щепетильный и по Балтическим волнам за лес и сало возит нам всё что в Париже вкус голодный полезный промысел избрав изобретает для забав для роскоши для неги модной всё украшало кабинет философа в осьмнадцать лет.
А. Пушкин