Комплексное задание
(1) Мальчик, родившийся в небогатой семье в январе 1882 года, пройдя через две войны и революцию, сумел сделать столицу Беларуси именно такой, какой мы видим её сегодня.
(2) Его родители хотели, чтобы он стал коммерсантом, а он не видел своей жизни вне искусства. (3) При первой возможности он бросил всё и уехал в Петербург, чтобы учиться премудростям архитектуры. (4) Его жизнь вместила десятки проектов, но самые удачные были реализованы в Беларуси. (5) Один из выдающихся зодчих Европы прошлого столетия на многие годы вперёд предопределил облик Минска.
(6) Малой родиной Иосифа Лангбарда стал городок Бельск, где во второй половине XIX века жили не больше 7000 человек. (7) Числились они тогда подданными Российской империи, а само поселение относилось к Гродненской губернии и, как считается, было основано Ярославом Мудрым. (8) Много позже оно стало частью Польши, в составе которой находится и по сей день.
(9) Окончив на рубеже веков гимназию в родном городе, восемнадцатилетний юноша навсегда покидает Бельск. (10) Шесть лет учёбы в Одесском художественном училище сформировали у будущей легенды белорусской архитектуры удивительно тонкий вкус к прекрасному. (11) Когда в 1907 году Иосиф попадает в Санкт-Петербург, он не может скрыть своего очарования этим городом. (12) Выбор сделан: Лангбард поступает в Императорскую академию художеств на архитектурный факультет.
(13) В годы Первой мировой войны он руководит строительством на фронте и в тылу. (14) Идеи революции были ему близки, и, когда ситуация в стране успокаивается, Иосиф Григорьевич становится производителем работ в строительной конторе отдела здравоохранения. (15) Параллельно занимается строительством Театра миниатюр и Императорского сельскохозяйственного музея в Петрограде, здания городской управы в Костроме.
(16) Позднее Иосиф Лангбард уезжает из Ленинграда в Минск и руководит проектированием и строительством первой Всебелорусской сельскохозяйственной и промышленной выставки, а потом он побеждает во всесоюзном конкурсе по созданию Дома правительства БССР в Минске (аналогичный проект был реализован и в Могилёве).
(17) В 1929 году 47-летний архитектор получает главный шанс своей жизни: помимо главного здания белорусской столицы, ему поручают всю застройку центральной части города, от которой ещё многие годы должны будут отталкиваться другие архитекторы. (18) Так рождаются проекты Государственного театра оперы и балета Белорусской ССР (ныне Большой театр Беларуси) и Дома Красной Армии (ныне Центральный дом офицеров). (19) Говорят, что, увидев их, сам Янка Купала не смог сдержать чувств и воскликнул: «А летуценны хлопец гэты Лангбард!»
(20) Собственный стиль Лангбарда и его уникальность как архитектора придают конструктивистским зданиям совершенно новый, ни на что не похожий вид. (21) Его здания современники называют «скульптурами, которые организуют пространство вокруг себя и производят цельное и органичное впечатление». (22) Они монументальны и грандиозны даже тогда, когда высота объекта сравнительно невелика.
(23) В столице монументальные здания Лангбарда пострадали во время Великой Отечественной войны, но выстояли. (24) Вокруг них и начали строить новый Минск — такой, каким он выглядит и сейчас (по В. Лыкову).
Центральный дом офицеров |
Дом правительства |
Национальная академия наук Беларуси |
Большой театр Беларуси |
2. Предложите несколько заголовков, отразив в них тему и основную мысль текста.
3. Какие предложения верно отражают содержание текста?
А. Иосиф Лангбард — один из выдающихся европейских архитекторов первой половины ХХ века.
Б. Профессию Иосиф выбрал по совету родителей.
В. Архитектурные проекты Лангбарда реализованы только в столице Беларуси.
Г. Отличительная черта архитектурного стиля Лангбарда — монументальность.
Д. Идеи Лангбарда предопределили архитектурный облик центральной части белорусской столицы.
4. Укажите сложносочинённые предложения, определите их разряды по значению.
5. Укажите сложноподчинённые предложения, определите виды придаточных частей, назовите средства связи частей.
6. Укажите бессоюзное сложное предложение, объясните постановку знака препинания между его частями.
7. Найдите сложные предложения с разными видами связи. Постройте схему одного из них (по выбору). Объясните постановку знаков препинания на стыке союзов в одном из предложений с разными видами связи.
8. Объясните значение слов зодчий, монументальный, миниатюра.
9. Объясните постановку знаков препинания в конструкции с как (предложение 20).
10. Объясните выделенные написания.
11. Какие из выделенных слов являются именами числительными?