Давайте кратко подведём итог изучения обществоведения в 10 классе. Мы многое узнали о своём обществе. Подробно рассмотрели социальную структуру, политическую, экономическую, духовную сферы. Узнали, как менялась социальная структура общества, какие новые социальные общности и группы появились, как в нём функционируют социальные институты и процессы. Мы пришли к выводу, что перед человечеством стоит самый большой вызов за время его существования, когда реальный мир соединяется с виртуальным. Информационные технологии, телекоммуникации и производство сливаются, стремительно изменяя образ жизни и жизненные стратегии людей.
Мы видим, что политическая сфера в современном обществе наполнена поиском консенсуса. Политическая система трансформируется, увеличивается идеологическое разнообразие, множатся политические партии и общественные объединения, повышается политическая роль средств массовой информации, демократия обогащается новыми практиками.
Мы изучали работу современной экономики и убедились в эффективности рыночных механизмов в сочетании с государственным регулированием в интересах всего общества. У нас на глазах меняется тип жизнеустройства, вырастают контуры цифрового общества, становятся реальностью «умный дом», «умная фабрика», «умный город» и т. п.
Мы вместе постарались расшифровать код духовной жизни современного общества. Убедились, что именно через культуру сохраняются и передаются из поколения в поколение наши традиции и ценности, в них — наша мораль, религия, понимание жизни. Мы открыли для себя фантастический и бесконечный мир философии и науки, прикоснулись к фолиантам великих мыслителей древности и современных учёных. Ощутили на себе слова великого Сократа: «Есть только одно благо — знание, и только одно зло — невежество».
При изучении современного общества мы не уходили от проблем, которые сегодня есть в мире и у нас тоже, вместе искали их причины. Много спорили и, как правило, стремились не столько определить виновных, сколько предложить, что делать. Ваши предложения были ещё в чём-то несовершенны, но они очень важны. В них — проявление вашей гражданственности и стремления занять активную позицию в дальнейшем развитии нашего общества.
Что же, курс этого года завершён, но работа по познанию общества, в котором мы живём, продолжается. Как много ещё предстоит вам изучить, познать, освоить!
*Новое в данной статье.
Общество, как и человек, — вечный объект познания…
Вопросу «Что есть знание?» — две с половиной тысячи лет. Столько же, сколько и философии. И столько же, сколько и науке. Это их общий вопрос, и ответ на него они всегда искали сообща. Неутихающая дискуссия о природе знания всякий раз вспыхивает с новой силой, когда в науке или в обществе происходят серьёзные изменения, когда возникает настоятельная потребность по-новому оценить роль знания в меняющейся социальной и культурной реальности. И здесь набатом звучит ставшая аксиомой фраза «Общество, как и человек, — вечный объект познания…»
Современное общество уже назвали обществом риска, а ответ на новые вызовы всё запаздывает. Мир не становится спокойнее, а развитие более устойчивым. Стратегическая нестабильность, глобальный кризис, пандемия, терроризм, экологические аномалии, миграционные потоки… и всё это сегодня. Этот мир диктует нам суровое будущее, и приоритет знаний, профессий, компетенции специалистов, которым предстоит в нём разобраться, становится более очевидным. Эти профессии будущего связаны с пониманием современного общества, в котором комфортно и безопасно жить человеку в гармонии с природой. Вроде бы недостижимая цель, но все же…
Человеку всегда приходится делать выбор. Наше образование стремится соответствовать вызовам времени, следовать требованиям экономического развития и ориентироваться на потребности — текущие и перспективные — рынка труда. Но при этом нельзя забывать, что образование определяет лицо и будущее общества, что «страна не может быть более развитой, чем её образование». Нужно услышать и принять призвание каждого, которое станет судьбой благополучной, успешной и процветающей страны. В лабиринтах многовековой культуры закодировано прошлое, настоящее и будущее человеческой цивилизации, тайны бытия, расколдовывать которые предстоит специалистам социально-гуманитарных дисциплин. И это очень интересно, если ты готов к такому повороту своей судьбы…
По результатам социальной диагностики такой специалист формулирует новые теории, выстраивает модели происходящих в обществе процессов, объясняющие изменения в человеческом общежитии: семье, коллективе, институте до общества в целом, чтобы выявить и предложить меры по упреждению возможных негативных последствий. Вполне закономерно, что высококвалифицированный специалист выстраивает свою будущую карьеру как учёный в области социальных наук, преподаватель высшей школы, социальный аналитик, исследователь, консультант научно-исследовательского, информационно-аналитического, образовательного центра. Мир современных профессий велик, главное — найти своё приложение сил и не жалеть себя в избранном деле.