Как работать с учебным пособием

Уважаемые десятиклассники!

В 10-м классе вы вновь обращаетесь к необычайно интересному и сложному периоду истории Беларуси: с древнейших времен до конца XVIII в. Многие события, произошедшие в этот период, стали предметом научных споров, поскольку не всё пока окончательно выяснено, не на все вопросы можно дать исчерпывающие ответы. Но вам необходимо тщательно изучить и понять то, что происходило в это время, — ​понять настолько, чтобы усвоить уроки, данные историей, и избежать повторения совершённых ошибок в будущем.

Чтобы вы помнили отечественнную историю, знали ее персоналии, явления и события, авторский коллектив подготовил для вас учебное пособие. Оно состоит из шести разделов, которые, в свою очередь, делятся на параграфы. Пособие содержит параграфы для базового уровня, а материалы для повышенного уровня обозначены специальным знаком-символом и размещены на национальном образовательном портале (http://profil.adu.by). Если у тех, кто изучает историю Беларуси, возникнет желание узнать больше, чем предлагает пособие, они имеют возможность работать с материалами повышенного уровня. Таким образом, каждый из вас может выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию.

В начале каждого раздела вам предлагается проанализировать ментальную карту и хронологическую таблицу, чтобы систематизировать знания по данной теме, вспомнить главные события периода. Каждый параграф начинается с вопросов, позволяющих актуализировать знания. Если для этого вам понадобятся другие учебные пособия по истории, помните, что их можно найти в школьной библиотеке или воспользоваться электронными версиями, размещенными на национальном образовательном портале в разделе «Электронная библиотека» (http://www.е-padruchnik.adu.by). Параграфы завершаются вопросами и заданиями различного уровня. Они необходимы для самоконтроля и закрепления содержания учебного материала.

Учебный материал пособия представлен различными формами подачи информации: текстом, схемами, таблицами, картосхемами. Иллюстративный материал также выступает как органичная часть текстового материала и позволяет наиболее полно сформировать ваше понимание исторической реальности. Каждая из форм представленной информации является необходимой для решения учебных задач.

Текст параграфов содержит рубрики «Историческая личность», «Исторический источник», «Точка зрения», «На полях», которые помогут вам усовершенствовать навыки самостоятельной работы с исторической информацией, глубже изучить события и явления отечественной истории. Следует помнить, что к содержанию исторических источников нужно относиться критически, поскольку им свойственна некоторая субъективность. Памятки по работе с историческим документом, иллюстрацией вы найдете в конце учебного пособия.

Исторический материал в пособии носит научный характер. Научные и исторические термины, названия произведений искусства и литературы, определения которых необходимо знать, в тексте выделены полужирным курсивом. Понятия, даты событий и фамилии исторических личностей, жизнь и деятельность которых требуют осмысления потомками, выделяются курсивом.

Для тех, кто не собирается быть профессиональным историком, достаточно усвоить небольшой набор знаний (понятий, дат, имен, названий) и осознать связи между ними, образующие общую картину исторического развития Беларуси и мира. Тем же, кому важно основательное знание истории, требуется более глубокое понимание исторической картины мира, усвоение весьма значительного объема детальных сведений, весь набор которых не может содержаться в одном учебнике или справочнике. В таком случае для вас предусмотрены вопросы и задания, направленные на поиск исторической информации, ее анализ, проведение исторического исследования.

Для работы на повышенном уровне пособие содержит практикумы с историческими документами, научными статьями, литературными источниками, иллюстрациями и картосхемами.

Также вы можете выбрать исследовательский проект по теме и начать работу над ним. Примерные темы исследовательских проектов предложены в обобщении к каждому разделу.

Учебное пособие содержит новые формы заданий — ​например, подготовка статьи в формате Википедии. Размещать подготовленную вами статью в вольной энциклопедии нет необходимости. Однако при работе над ее содержанием следует учитывать правила, по которым создаются такие статьи. Либо вместо обычных, уже привычных вам сообщений об историческом деятеле или определенном историческом явлении вы получите следующее задание: «Подготовьте пост-рассуждение для социальной сети о том, что такое история. Подберите к нему иллюстрацию и разместите пост в социальной сети». При выполнении такого задания необходимо понимать, что не все имеют возможность работать с социальными сетями в ходе изучения учебного предмета. Если на уроках истории Беларуси вы работаете с социальными сетями, то можете разместить свою работу там, поделиться ею с одноклассниками и учителем для обсуждения в комментариях. Если возможности работать с социальными сервисами нет, то такое задание можно выполнить с помощью офисных программ (например, Microsoft Word), распечатать и обсудить на уроке либо записать в тетради. Подобные задания дают возможность формировать те навыки и умения, которые помогут вам легко включиться в современные реалии жизни (поиск необходимой информации в интернете, подготовка сообщений либо презентаций, кратких тезисов, исследовательских проектов и др.).

Условные обозначения учебного пособия позволяют легко ориентироваться в учебном, дополнительном, документальном материале:

Последнее изменение: Вторник, 4 Август 2020, 12:53