Итоговое обобщение
1. Дайте оценку следующим историческим событиям и явлениям:
— восстания 1830–1831 гг. и 1863–1864 гг. на белорусских землях;
— формирование белорусского литературного языка;
— Октябрьская революция 1917 г.;
— создание белорусской национальной государственности на советской основе;
— Брестский и Рижский мирные договоры;
— участие БССР в образовании Союза Советских Социалистических Республик;
— индустриализация и коллективизация сельского хозяйства в БССР;
— воссоединение Западной Беларуси с БССР;
— участие БССР в основании ООН;
— становление государственного суверенитета Республики Беларусь.
2. Составьте «линию времени» или хронологический ряд (таблицу) по следующим темам (на выбор):
— основные события конфессиональной истории Беларуси в XIX — начале XXІ в.;
— основные события общественно-политической жизни на белорусских землях в XIX — начале XXІ в.;
— основные события социально-экономического развития белорусских земель в XIX — начале XXІ в.;
— основные события культурного развития белорусских земель в XIX — начале XXІ в.;
— основные события Великой Отечественной войны на территории Беларуси;
— формирование суверенного государства — Республики Беларусь.
3. Назовите топ-5 важнейших, по вашему мнению, событий общественно-политического, социально-экономического, культурного развития Беларуси в XIX — начале XXI в. Обоснуйте свой выбор.
4. Конкретизируйте историческими фактами:
— изменение политики российского правительства по отношению к белорусским губерниям в XIX в.;
— формирование белорусской нации в XIX — начале XX в.;
— создание белорусской национальной государственности;
— политику полонизации в Западной Беларуси;
— вклад белорусов и уроженцев Беларуси в победу СССР в Великой Отечественной войне;
— формирование индустриального общества в БССР;
— реализация модели социально ориентированной экономики в Республике Беларусь.
5. Объясните причинно-следственные связи между историческими событиями, явлениями, процессами:
— модернизация при переходе от аграрно-ремесленного к индустриальному обществу → социальные процессы в белорусском обществе;
— формирование белорусской нации → становление национальных форм белорусской государственности;
— Октябрьская революция 1917 г. → образование ССРБ.
6. Докажите, что:
— к началу ХХ в. аграрный вопрос в белорусской деревне оставался нерешенным;
— в начале ХХ в. белорусские земли выступали объектом геополитики европейских государств;
— политика белорусизации в 1920-е гг. выступала как проявление советской национальной политики;
— внешняя политика Республики Беларусь является многовекторной.
7. Сформулируйте вывод об историческом пути, который прошла наша страна на протяжении XIX — начала XX в. Определите свое отношение к его основным событиям и их результатам. Какие уроки истории необходимо усвоить поколению начала XXI в., чтобы не допустить повторения ошибок прошлого?
8. Сильная и независимая Беларусь — это результат ежедневного созидательного труда белорусского народа. Сохраняя национальное единство, опираясь на опыт прошлого, мы вместе создаем процветающую страну. Граждане, которые внесли особый вклад в развитие страны, за исключительные заслуги перед государством и обществом отмечены почетным званием «Герой Беларуси». Среди них Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет, художник Михаил Савицкий, спортсменка Дарья Домрачева.
Вспомните из курса истории Беларуси (9 класс) имена соотечественников, чей труд также отмечен присуждением им звания «Герой Беларуси».
Используя материалы краеведческого (школьного) музея, материалы СМИ, подготовьте презентацию о людях, внесших особый вклад в развитие вашего региона в период становления суверенной Республики Беларусь.