Наш край в XIX — начале XXІ в.
Чтобы открыть для себя прошлое своего родного края, определить его роль и место в социально-экономических, политических и духовных процессах XIX — начала XXІ в., проведите учебное исследование.
1. Используя картосхемы и карты атласа, определите, в состав каких административно-территориальных единиц входил ваш населенный пункт на протяжении XIX — начала XXІ в. Определите, каким был и как изменялся его статус (губерния, уезд, волость / область, округ, район, сельсовет).
2. Выясните, какие исторические события, социально-экономические процессы и культурные явления затронули жителей вашей местности. Какие из них оставили наиболее значимый след? Каким образом они повлияли на судьбы ваших земляков?
3. Установите, жизнь и деятельность каких знаменитых людей связана с историей вашего края. Подготовьте краткое сообщение (биограмму, презентацию, буклет, эссе, пост для сообщения в социальной сети) о судьбе одного из них.
4. Выясните, какие промышленные или сельскохозяйственные предприятия, пути сообщения, социокультурные учреждения, основанные в XIX–XX вв., существуют в вашей местности.
5. Узнайте о боевой деятельности и судьбе своих земляков — участников Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Приведите примеры памятников и памятных мест, связанных с этими событиями.
6. Составьте каталог памятников истории, культуры и природы вашей местности. На основании этого разработайте план-проспект (маршрут) экскурсии по своему родному краю (населенному пункту) с описанием достопримечательностей, свидетельствующих о достижениях ваших земляков в XIX — начале XXІ в.
7. Презентуйте в классе результаты выполнения творческих заданий к урокам обобщения по каждому из разделов: «Семейный альбом», «Судьба человека», «Семейные традиции», «Семейные реликвии». Установите общие и особенные черты найденных вами материальных и духовных свидетельств изученного исторического периода.
8. По итогам учебного исследования разработайте бренд (символ) вашей местности или населенного пункта, который будет отображать его исторический путь в XIX — начале XXІ в. и способствовать формированию его положительного имиджа.