Комплексное задание
(1) Тут не случилось великой битвы, нет на этом месте ни деревянных, ни каменных древностей. (2) Луг этот похож на тысячу других российских лугов. (3) И всё-таки луг необычный...
(4) Пятером ребятишек сто лет назад ночевали на этом лугу у костра. (5) Фыркали в темноте лошади, плескалась рыба, тревожно кричала ночная птица. (6) На огонёк вышел заблудившийся в перелескахсл охотник. (7) От него мы знаем, какая ночь стояла над лугом, о чём говорили мальчишки. (8) Мы помним по именам этих мальчишек: Федя, Павел, Илюша, Костя и Ваня.
(9) Больше ста лет мы знаем эту ночь и этих мальчишек. (10) Оказалось, без большого труда можно отыскать этот луг. (11) Мы немного поколесили по пролескам на краю Тульской области, и наконец встречныйм сказал: «А вот сразу за ржаным полем...»
(12) Почти по Тургеневу «был прекрасный ... день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго». (13) Стадо телят паслось возле кустов. (14) Мы разыскалио пастуха и спросили, тот ли луг. (15) «Да, Бежин луг, — сказал пастух, потянувшись после дремоты. — Деревня тоже называется Бежин Луг».
(16) Мы огляделись и увидели: стоим на краюф большой зелёной равнины. (17) Земля с прудами, садами, оврагами, полосами ржи и пшеницы лежала теперь вверхус и со всех сторон опускалась в низину зелёными, довольно крутыми обрывами (по В. Пескову).
2. Какие из перечисленных признаков присущи данному тексту?
А. Передача собственных переживаний и ощущений.
Б. Непринуждённость, лёгкость стиля.
В. Подчёркнутая точность и логичность изложения.
Д. Наличие ярких образных средств.
3. Определите тип и стиль речи. Как вам помогло в этом выполнение задания 2?
4. Какие виды чужой речи представлены в тексте?
5. Возможно ли иное пунктуационное оформление предложения 14? Запишите варианты.
6. Измените предложение 15 таким образом, чтобы слова автора включали два глагола речи, и запишите, соблюдая пунктуационную норму.
7. Найдите в тексте примеры сложносочинённого предложения, сложноподчинённого предложения, сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными, бессоюзного сложного предложения.
8. По какому принципу построены части в предложении 5?
9. Какие формы причастий можно образовать от глагола, выделенного в предложении 12?
10. Почему в предложении 15 выделенные слова пишутся по-разному?
11. Какой из возвратных глаголов в предложениях 12—15 образован иным способом, чем все остальные?
12. Найдите в тексте односоставные предложения, определите их типы.
13. Докажите, что слово наконец в предложении 11 не является вводным. Составьте предложение, в котором это слово употреблялось бы как вводное.
14. Приведите из текста примеры членов предложения, выраженных несвободными словосочетаниями.
15. Найдите в тексте нераспространённые предложения.
16. Подготовьте сообщение «Роль иллюстрации в художественном тексте». Используйте разные способы передачи чужой речи.
Иллюстрация А. Пахомова | В. Маковский. Ночное |