СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Обзор глоссария по алфавиту

Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все

Страница:  1  2  3  4  5  (Далее)
  Все

А

АЛЛИТЕРАЦИЯ

Разновидность звукописи, повторение одинаковых (созвучных) согласных звуков.


АЛОГИЗМ

Литературный прием, который выражается в нарушении причинно-следственных связей, например, между поступками героев; введение в речь героев нелепостей, случайных ассоциаций.


АМФИБРÁХИЙ

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.


АНÁПЕСТ

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на третьем слоге.


АНАФОРА

Повтор звуков, слов, фраз в начале стихотворной строки.


АНТИТЕЗА

Противопоставление образов, поступков, картин, слов, понятий (как правило, это антонимы), композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста.


АССОНАНС

Разновидность звукописи, повторение гласных звуков.


Г

ГИПЕРБОЛА

Разновидность тропа, основанная на резком преувеличении.


ГРАДАЦИЯ

Расположение понятий по нарастанию либо по ослаблению признака, эмоциональной окраски.


ГРОТЕСК

Изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанном на резких контрастах и преувеличениях.


Д

ДÁКТИЛЬ

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.


ДРАМА

1) в широком смысле – род литературы, в котором отсутствует авторское повествование; представлено действие, развертывающееся в настоящем времени (поэтому временные рамки драматических произведений ограниченны по сравнению с эпосом); имеется острый конфликт и специфические изобразительные средства (пьесы предназначены для постановки на сцене): речь героев (монолог, диалог, реплика), авторские ремарки, поступки персонажей, декорации и т.п.;

2) в узком смысле – жанр драматургии, изображающий частную жизнь человека. В драме, в отличие от трагедии, возможно благополучное разрешение конфликта.


Ж

ЖАНР

Определенный вид литературных произведений, принадлежащих одному и тому же роду и имеющий ряд отличительных черт (объем произведения, особенности сюжета, особую композицию, своеобразие героя и т.п.).


З

ЗВУКОПИСЬ

Повторение определенных звуков для передачи природных явлений или состояния человека.


И

ИМПРЕССИОНИЗМ

Направление в искусстве конца ХIХ – начала ХХ вв., которое стремится зафиксировать мгновенное состояние в отрывочных штрихах, передать впечатление от действительности через сложные ассоциации. Возник во французской живописи. В русской литературе выступает как стилевая черта творчества А.А. Фета, А.П. Чехова, И.А. Бунина, Л.Н. Андреева.


ИРОНИЯ

Выражение насмешки или лукавства посредством иносказания.


К

КЛАССИЦИЗМ

Направление в литературе 17 – начала 18 веков, одна из важнейших черт которого – обращение к античному искусству как к эстетическому образцу. Основан на философии рационализма; требует строгой иерархии жанров в соответствии с иерархией сфер человеческой жизни. Основной конфликт - столкновение частного и общественного, в котором побеждает долг, государственные идеи.


КОМПОЗИЦИЯ

Построение произведения, последовательность его частей или других элементов.


КОНФЛИКТ

Противоборство, противоречие между изображенными в художественном произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характеров. Непосредственно раскрывается в сюжете и композиции.


Л

ЛИРИКА

Один из основных родов литературы, отражающий отдельные (единичные) состояния, мысли, чувства, впечатления и переживания человека, вызванные теми или иными обстоятельствами. События редко становятся предметом отражения в лирике. В центре лирического произведения – образ-переживание. Характерные особенности лирики: стихотворная форма, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер.


ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

Образ, чьи мысли, чувства, состояния переданы в лирическом произведении. Он не совпадает с образом автора, хотя и отражает его переживания.


М

МЕТАФОРА

Использование слова в переносном значении, при котором происходит уподобление одного предмета другому по сходству.


МОНОЛОГ

 Речь действующего лица, обращенная к самому себе или к другим, но, в отличие от диалога, не зависящая от их реплик. 


О

ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

Обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления.


ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные


П

ПАРАЛЛЕЛИЗМ

Тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ. Параллелизм может быть, как словесно-образный, так и ритмический, композиционный.


ПАФОС

Ведущий эмоциональный тон произведения, идейная настроенность художественного произведения или всего творчества писателя. Различают виды пафоса: героический, трагический (возвышенный), комический, сатирический, драматический, сентиментальный (идиллический), романтический.


ПЕРСОНАЖ

действующее лицо литературного произведения.


ПОДТЕКСТ

Скрытый, отличный от прямого смысл высказывания, который восстанавливается на основе контекста с учетом внетекстовой ситуации.


ПОСЛАНИЕ

Поэтический жанр, построенный в форме обращения или письма к кому-либо. В послании выражается отношение не только к адресату, но и историческим явлениям.


ПРОТОТИП

Реальный человек, чья жизнь и характер нашли отражение при создании писателем литературного образа.


Р

РЕМАРКА

Пояснение автора по поводу того или иного персонажа, обстановки действия, предназначенное для актеров.


РОД ЛИТЕРАТУРЫ

Большие группы художественных произведений, объединяемых своеобразием места и времени, способом изображения человека, формой присутствия автора и характером обращенности к читателю. В художественной литературе известны три рода: эпос, лирика и драма.


РОМАН

Крупное эпическое, как правило, прозаическое, произведение, которое повествует о значительном отрезке из жизни одного или нескольких героев. Обычно в романе показано становление личности, а также исследуются особенности поведения героя в кризисные моменты жизни. Различают несколько разновидностей романа: социальный, бытовой, приключенческий, исторический, философский и др.


РОМАНТИЗМ

Направление в литературе конца ХVIII – начала ХIХ вв., изображавшее исключительную личность в исключительных обстоятельствах. Ведущим стилевым приемом становится контраст. В произведениях романтиков присутствует двоемирие, основанное на противопоставлении идеального и реальности.


С

САРКАЗМ

Презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии.


САТИРА

Уничтожающий смех над социально опасными пороками.


СИМВОЛ

Художественный образ, выражающий смысл каких-либо явлений, состояний в предметной форме. Символ многозначен, поэтому его восприятие зависит от читателей.


СТРОФА

Сочетание строк, образующее единство. Чаще всего стихи в строфе связаны определенным расположением рифм, отделены от смежных сочетаний стихов большой паузой, завершением рифменного ряда и другими признаками.


СЮЖЕТ

События, описанные в художественном произведении.


Т

ТРАГЕДИЯ

Один из драматических жанров, в котором изображаются острые, непримиримые жизненные конфликты. Герой трагедии – волевой человек, который, пытаясь своими поступками разрешить «вечные» вопросы бытия, сознательно идет к гибели.


ТРОПЫ

Слова или обороты речи в переносном значении. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.


Ф

ФАБУЛА

Основные события литературного произведения, расположенные в их хронологической последовательности.


Х

ХОРÉЙ

Двусложная стихотворная стопа, где ударение падает на первый слог.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ

Средство создания образа; важная мелочь, штрих, который позволяет выделить самое существенное в герое или событии, передает авторское отношение к происходящему в произведении.


Э

ЭКСПОЗИЦИЯ

Вступительная, исходная часть сюжета; в отличие от завязки не влияет на ход последующих событий в произведении.


ЭПИЛОГ

Заключительная часть произведения, кратко сообщающая читателю о судьбе героев.


ЭПОС

Род художественной литературы; повествование, характеризующееся изображением событий, внешних по отношению к автору. 


Я

ЯМБ

Двусложная стихотворная стопа, где ударение падает на второй слог.



Страница:  1  2  3  4  5  (Далее)
  Все