СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все
А |
---|
АЛЛИТЕРАЦИЯРазновидность звукописи, повторение одинаковых (созвучных) согласных звуков. | ||
АЛОГИЗМЛитературный прием, который выражается в нарушении причинно-следственных связей, например, между поступками героев; введение в речь героев нелепостей, случайных ассоциаций. | ||
АМФИБРÁХИЙТрехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. | ||
АНÁПЕСТТрехсложная стихотворная стопа с ударением на третьем слоге. | ||
АНАФОРАПовтор звуков, слов, фраз в начале стихотворной строки. | ||
АНТИТЕЗАПротивопоставление образов, поступков, картин, слов, понятий (как правило, это антонимы), композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста. | ||
АССОНАНСРазновидность звукописи, повторение гласных звуков. | ||
Г |
---|
ГИПЕРБОЛАРазновидность тропа, основанная на резком преувеличении. | ||
ГРАДАЦИЯРасположение понятий по нарастанию либо по ослаблению признака, эмоциональной окраски. | ||
ГРОТЕСКИзображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанном на резких контрастах и преувеличениях. | ||
Д |
---|
ДÁКТИЛЬТрехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. | ||
Ж |
---|
ЖАНРОпределенный вид литературных произведений, принадлежащих одному и тому же роду и имеющий ряд отличительных черт (объем произведения, особенности сюжета, особую композицию, своеобразие героя и т.п.). | ||
З |
---|
ЗВУКОПИСЬПовторение определенных звуков для передачи природных явлений или состояния человека. | ||
И |
---|
ИМПРЕССИОНИЗМНаправление в искусстве конца ХIХ – начала ХХ вв., которое стремится зафиксировать мгновенное состояние в отрывочных штрихах, передать впечатление от действительности через сложные ассоциации. Возник во французской живописи. В русской литературе выступает как стилевая черта творчества А.А. Фета, А.П. Чехова, И.А. Бунина, Л.Н. Андреева. | ||
ИРОНИЯВыражение насмешки или лукавства посредством иносказания. | ||
К |
---|
КЛАССИЦИЗМНаправление в литературе 17 – начала 18 веков, одна из важнейших черт которого – обращение к античному искусству как к эстетическому образцу. Основан на философии рационализма; требует строгой иерархии жанров в соответствии с иерархией сфер человеческой жизни. Основной конфликт - столкновение частного и общественного, в котором побеждает долг, государственные идеи. | ||
КОМПОЗИЦИЯПостроение произведения, последовательность его частей или других элементов. | ||
КОНФЛИКТПротивоборство, противоречие между изображенными в художественном произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характеров. Непосредственно раскрывается в сюжете и композиции. | ||
Л |
---|
ЛИРИКАОдин из основных родов литературы, отражающий отдельные (единичные) состояния, мысли, чувства, впечатления и переживания человека, вызванные теми или иными обстоятельствами. События редко становятся предметом отражения в лирике. В центре лирического произведения – образ-переживание. Характерные особенности лирики: стихотворная форма, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер. | ||
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙОбраз, чьи мысли, чувства, состояния переданы в лирическом произведении. Он не совпадает с образом автора, хотя и отражает его переживания. | ||
М |
---|
МЕТАФОРАИспользование слова в переносном значении, при котором происходит уподобление одного предмета другому по сходству. | ||
МОНОЛОГРечь действующего лица, обращенная к самому себе или к другим, но, в отличие от диалога, не зависящая от их реплик. | ||
О |
---|
ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙОбобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления. | ||
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕПеренесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные. | ||
П |
---|
ПАРАЛЛЕЛИЗМТождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ. Параллелизм может быть, как словесно-образный, так и ритмический, композиционный. | ||
ПАФОСВедущий эмоциональный тон произведения, идейная настроенность художественного произведения или всего творчества писателя. Различают виды пафоса: героический, трагический (возвышенный), комический, сатирический, драматический, сентиментальный (идиллический), романтический. | ||
ПЕРСОНАЖдействующее лицо литературного произведения. | ||
ПОДТЕКСТСкрытый, отличный от прямого смысл высказывания, который восстанавливается на основе контекста с учетом внетекстовой ситуации. | ||
ПОСЛАНИЕПоэтический жанр, построенный в форме обращения или письма к кому-либо. В послании выражается отношение не только к адресату, но и историческим явлениям. | ||
ПРОТОТИПРеальный человек, чья жизнь и характер нашли отражение при создании писателем литературного образа. | ||
Р |
---|
РЕМАРКАПояснение автора по поводу того или иного персонажа, обстановки действия, предназначенное для актеров. | ||
РОД ЛИТЕРАТУРЫБольшие группы художественных произведений, объединяемых своеобразием места и времени, способом изображения человека, формой присутствия автора и характером обращенности к читателю. В художественной литературе известны три рода: эпос, лирика и драма. | ||
РОМАНКрупное эпическое, как правило, прозаическое, произведение, которое повествует о значительном отрезке из жизни одного или нескольких героев. Обычно в романе показано становление личности, а также исследуются особенности поведения героя в кризисные моменты жизни. Различают несколько разновидностей романа: социальный, бытовой, приключенческий, исторический, философский и др. | ||
РОМАНТИЗМНаправление в литературе конца ХVIII – начала ХIХ вв., изображавшее исключительную личность в исключительных обстоятельствах. Ведущим стилевым приемом становится контраст. В произведениях романтиков присутствует двоемирие, основанное на противопоставлении идеального и реальности. | ||
С |
---|
САРКАЗМПрезрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии. | ||
САТИРАУничтожающий смех над социально опасными пороками. | ||
СИМВОЛХудожественный образ, выражающий смысл каких-либо явлений, состояний в предметной форме. Символ многозначен, поэтому его восприятие зависит от читателей. | ||
СТРОФАСочетание строк, образующее единство. Чаще всего стихи в строфе связаны определенным расположением рифм, отделены от смежных сочетаний стихов большой паузой, завершением рифменного ряда и другими признаками. | ||
СЮЖЕТСобытия, описанные в художественном произведении. | ||
Т |
---|
ТРАГЕДИЯОдин из драматических жанров, в котором изображаются острые, непримиримые жизненные конфликты. Герой трагедии – волевой человек, который, пытаясь своими поступками разрешить «вечные» вопросы бытия, сознательно идет к гибели. | ||
ТРОПЫСлова или обороты речи в переносном значении. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др. | ||
Ф |
---|
ФАБУЛАОсновные события литературного произведения, расположенные в их хронологической последовательности. | ||
Х |
---|
ХОРÉЙДвусложная стихотворная стопа, где ударение падает на первый слог. | ||
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬСредство создания образа; важная мелочь, штрих, который позволяет выделить самое существенное в герое или событии, передает авторское отношение к происходящему в произведении. | ||
Э |
---|
ЭКСПОЗИЦИЯВступительная, исходная часть сюжета; в отличие от завязки не влияет на ход последующих событий в произведении. | ||
ЭПИЛОГЗаключительная часть произведения, кратко сообщающая читателю о судьбе героев. | ||
ЭПОСРод художественной литературы; повествование, характеризующееся изображением событий, внешних по отношению к автору. | ||
Я |
---|
ЯМБДвусложная стихотворная стопа, где ударение падает на второй слог. | ||