АЛЛИТЕРАЦИЯРазновидность звукописи, повторение одинаковых (созвучных) согласных звуков. |
АЛОГИЗМЛитературный прием, который выражается в нарушении причинно-следственных связей, например, между поступками героев; введение в речь героев нелепостей, случайных ассоциаций. |
АМФИБРÁХИЙТрехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. |
АНÁПЕСТТрехсложная стихотворная стопа с ударением на третьем слоге. |
АНАФОРАПовтор звуков, слов, фраз в начале стихотворной строки. |
АНТИТЕЗАПротивопоставление образов, поступков, картин, слов, понятий (как правило, это антонимы), композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста. |
АССОНАНСРазновидность звукописи, повторение гласных звуков. |
ГИПЕРБОЛАРазновидность тропа, основанная на резком преувеличении. |
ГРАДАЦИЯРасположение понятий по нарастанию либо по ослаблению признака, эмоциональной окраски. |
ГРОТЕСКИзображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанном на резких контрастах и преувеличениях. |
ДÁКТИЛЬТрехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. |
ДРАМА1) в широком смысле – род литературы, в котором отсутствует авторское повествование; представлено действие, развертывающееся в настоящем времени (поэтому временные рамки драматических произведений ограниченны по сравнению с эпосом); имеется острый конфликт и специфические изобразительные средства (пьесы предназначены для постановки на сцене): речь героев (монолог, диалог, реплика), авторские ремарки, поступки персонажей, декорации и т.п.; 2) в узком смысле – жанр драматургии, изображающий частную жизнь человека. В драме, в отличие от трагедии, возможно благополучное разрешение конфликта. |
ЖАНРОпределенный вид литературных произведений, принадлежащих одному и тому же роду и имеющий ряд отличительных черт (объем произведения, особенности сюжета, особую композицию, своеобразие героя и т.п.). |
ЗВУКОПИСЬПовторение определенных звуков для передачи природных явлений или состояния человека. |
ИМПРЕССИОНИЗМНаправление в искусстве конца ХIХ – начала ХХ вв., которое стремится зафиксировать мгновенное состояние в отрывочных штрихах, передать впечатление от действительности через сложные ассоциации. Возник во французской живописи. В русской литературе выступает как стилевая черта творчества А.А. Фета, А.П. Чехова, И.А. Бунина, Л.Н. Андреева. |
ИРОНИЯВыражение насмешки или лукавства посредством иносказания. |
КЛАССИЦИЗМНаправление в литературе 17 – начала 18 веков, одна из важнейших черт которого – обращение к античному искусству как к эстетическому образцу. Основан на философии рационализма; требует строгой иерархии жанров в соответствии с иерархией сфер человеческой жизни. Основной конфликт - столкновение частного и общественного, в котором побеждает долг, государственные идеи. |
КОМПОЗИЦИЯПостроение произведения, последовательность его частей или других элементов. |
КОНФЛИКТПротивоборство, противоречие между изображенными в художественном произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характеров. Непосредственно раскрывается в сюжете и композиции. |
ЛИРИКАОдин из основных родов литературы, отражающий отдельные (единичные) состояния, мысли, чувства, впечатления и переживания человека, вызванные теми или иными обстоятельствами. События редко становятся предметом отражения в лирике. В центре лирического произведения – образ-переживание. Характерные особенности лирики: стихотворная форма, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер. |
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙОбраз, чьи мысли, чувства, состояния переданы в лирическом произведении. Он не совпадает с образом автора, хотя и отражает его переживания. |
МЕТАФОРАИспользование слова в переносном значении, при котором происходит уподобление одного предмета другому по сходству. |
МОНОЛОГРечь действующего лица, обращенная к самому себе или к другим, но, в отличие от диалога, не зависящая от их реплик. |
ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙОбобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления. |
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕПеренесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные. |
ПАРАЛЛЕЛИЗМТождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ. Параллелизм может быть, как словесно-образный, так и ритмический, композиционный. |
ПАФОСВедущий эмоциональный тон произведения, идейная настроенность художественного произведения или всего творчества писателя. Различают виды пафоса: героический, трагический (возвышенный), комический, сатирический, драматический, сентиментальный (идиллический), романтический. |
ПЕРСОНАЖдействующее лицо литературного произведения. |
ПОДТЕКСТСкрытый, отличный от прямого смысл высказывания, который восстанавливается на основе контекста с учетом внетекстовой ситуации. |
ПОСЛАНИЕПоэтический жанр, построенный в форме обращения или письма к кому-либо. В послании выражается отношение не только к адресату, но и историческим явлениям. |
ПРОТОТИПРеальный человек, чья жизнь и характер нашли отражение при создании писателем литературного образа. |
РЕМАРКАПояснение автора по поводу того или иного персонажа, обстановки действия, предназначенное для актеров. |
РОД ЛИТЕРАТУРЫБольшие группы художественных произведений, объединяемых своеобразием места и времени, способом изображения человека, формой присутствия автора и характером обращенности к читателю. В художественной литературе известны три рода: эпос, лирика и драма. |
РОМАНКрупное эпическое, как правило, прозаическое, произведение, которое повествует о значительном отрезке из жизни одного или нескольких героев. Обычно в романе показано становление личности, а также исследуются особенности поведения героя в кризисные моменты жизни. Различают несколько разновидностей романа: социальный, бытовой, приключенческий, исторический, философский и др. |
РОМАНТИЗМНаправление в литературе конца ХVIII – начала ХIХ вв., изображавшее исключительную личность в исключительных обстоятельствах. Ведущим стилевым приемом становится контраст. В произведениях романтиков присутствует двоемирие, основанное на противопоставлении идеального и реальности. |
САРКАЗМПрезрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии. |
САТИРАУничтожающий смех над социально опасными пороками. |
СИМВОЛХудожественный образ, выражающий смысл каких-либо явлений, состояний в предметной форме. Символ многозначен, поэтому его восприятие зависит от читателей. |
СТРОФАСочетание строк, образующее единство. Чаще всего стихи в строфе связаны определенным расположением рифм, отделены от смежных сочетаний стихов большой паузой, завершением рифменного ряда и другими признаками. |
СЮЖЕТСобытия, описанные в художественном произведении. |
ТРАГЕДИЯОдин из драматических жанров, в котором изображаются острые, непримиримые жизненные конфликты. Герой трагедии – волевой человек, который, пытаясь своими поступками разрешить «вечные» вопросы бытия, сознательно идет к гибели. |
ТРОПЫСлова или обороты речи в переносном значении. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др. |
ФАБУЛАОсновные события литературного произведения, расположенные в их хронологической последовательности. |
ХОРÉЙДвусложная стихотворная стопа, где ударение падает на первый слог. |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬСредство создания образа; важная мелочь, штрих, который позволяет выделить самое существенное в герое или событии, передает авторское отношение к происходящему в произведении. |
ЭКСПОЗИЦИЯВступительная, исходная часть сюжета; в отличие от завязки не влияет на ход последующих событий в произведении. |
ЭПИЛОГЗаключительная часть произведения, кратко сообщающая читателю о судьбе героев. |
ЭПОСРод художественной литературы; повествование, характеризующееся изображением событий, внешних по отношению к автору. |
ЯМБДвусложная стихотворная стопа, где ударение падает на второй слог. |