НА ДНЕ

Лука и Сатин: большой спор о человеке.

    Философскую направленность разговор о человеке получает с явления на сцене Луки. В ночлежке сошлись два философа-«идеолога», несущих две правды о человеке. «Утешительный» гуманизм заложен в теории Луки — жёсткой правдой руководствуется в отношении к жизни Сатин. Этим героям доверил автор ключевые мысли о человеке.

К. Станиславский в роли Сатина

    В ремарках обозначена разница в возрасте: Сатину — 40 лет, Луке — 60. Лука — странник, ненадолго заглянувший в свободном скитании по России в ночлежку. Сатин прочно обосновался здесь, живёт (в его понимании) свободно, избегая встречи с законом.

    Об их прежней жизни и ошибках, толкнувших к бездомному существованию, сказано намёками. Луку «мяли много, оттого и мягок». Многое скрыто за словами Сатина: «...если меня однажды обидели и — на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому...» На сцене актёр, играющий Луку, должен представить умудрённого опытом старика, обладающего даром проповедника. Исполнитель роли Сатина играет карточного шулера, задиристого, имеющего ораторские способности и склонного к лидерству. При этом драматургом оставлен большой простор для интерпретации образов.

И. Москвин в роли Луки

    Самым существенным различием в их взглядах является разное понимание того, что нужно человеку: сострадание и утешение или неприкрашенная правда о себе и окружающей действительности.

    В образе Луки отстаивается теория сострадания. Логично, что сформировалась она у человека, хорошо знающего жизнь и психологию людей. Странник, как и его предполагаемый прототип евангелист Лука, врачует людей словом. Слово Луки понятно, действенно: пробуждает веру, подбадривает, утешает.

    В критике долго бытовало мнение, что «старец лукавый» за правду выдаёт ложь. Но, оказывается, Лука нигде не врёт. Исторические факты подтверждают, что уже были «больницы устроены для пьяниц, чтобы... даром их лечили». Активно осваивалась Сибирь. Мудро и честно старик, рассказывая о праведной земле, в форме притчи предупреждает об опасности голой веры. «Утешительная ложь» действительно нужна в разговоре с Анной. Тут Лука опирается на христианство, дарующее надежду на бессмертие.

    Сатин — главный идейный оппонент Луки. Если учение Луки, «как мякиш для беззубых», то Сатин готов говорить безжалостную, «проклятую» правду, которая обостряет чувство безысходности у падших на «дно» жизни людей: «Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто обременяй землю!»

    Сатин не верит в утешения и обещания Луки, отрицая смирение, сострадание. Герой занимает позицию правдоискателя, выдвигающего на первое место правду — горькую, неприятную, прямую. Согласно его взглядам, человек настолько силён, что может всё победить и преобразиться. Это им произносятся слова: «Человек — вот правда! Что такое человек? ...Это — огромно! В этом — все начала и концы...»

    Возвышенно-свободолюбивый монолог Сатина звучит как призыв к совершенствованию человека. Но правдивость его слов сомнительна — они произносятся в пьяном виде, абсурдны в обстановке грязной

Постановка в МХТ в 1902 году

ночлежки. Позже Горький признавал, что «...речь Сатина о человеке-правде бедна. Однако — кроме Сатина — её некому сказать, и лучше, ярче сказать — он не может. Уже и так эта речь чуждо звучит его языку».

    Сатин в пьесе повторяет чужие слова. Его любимое занятие — извлекать из памяти «непонятные, редкие», ничего не значащие для окружающих слова: «Навуходоносор», «метафизический», «Лахеза» и др. Поэтому кажется, что он воспроизводит чужие монологи, похожие на ораторскую речь, о сверхчеловеке Ницше.

 Сверхчеловек — образ, введённый немецким философом Фридрихом Ницше в произведении «Так говорил Заратустра», для обозначения существа, которое должно превзойти современного человека. Сверхчеловек — это творец, могущественная воля которого влияет на историческое развитие (к расе сверхлюдей, по мнению философа, принадлежали многие исторические деятели — Наполеон I Бонапарт, Гай Юлий Цезарь и др.).

    Философия Луки и Сатина вызвала противоречивые отклики в критике — от восторга до отрицания. Луку обвиняли в ложном и вредном гуманизме, лукавом и ослабляющем волю утешительстве. Предвзято настроенные оппоненты не могли согласиться даже с тем, что Лука «раскупоривает человека, открывает его самому себе и, следовательно, миру» (Г. Гачев). Сатин представал как безнравственная личность, не признающая моральных, этических, социальных норм. Вопрос «Что нужнее людям — утешительная ложь или голая правда?» дискутировался долго.

    Философия Луки проходит проверку жизнью прямо на сцене, и зритель непосредственно убеждается в её правде. Хитрость Луки — это чаще всего оправданное бытовое поведение. Хитря, спрятавшись на печи, старик фактически спасает от тюрьмы Пепла. Лукавит, когда увёртывается от расспросов о личной жизни, когда, располагая к себе Сатина, называет его по имени «Костянтин» или повышает в звании полицейского Медведева.

    Лука, следуя убеждению «Человек может добру научить... очень просто», своими призывами и советами действительно взбудоражил «бывших» людей. Изречения странника не расходятся с его декларациями: «Жалеть людей надо! Христос всех жалел и нам так велел...», «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все чёрненькие, все прыгают». «Старик», «старикашка» оказался нужен ночлежникам, привлёк искренностью, отзывчивостью. «Утешения» Луки пробуждают хоть и ненадолго тягу к жизни, подсказывают путь к возрождению падшим людям, ставят перед выбором.

    Однако почему так спешно Лука покинул ночлежку? В чём истинный смысл ухода? Ответы на возникающие непростые вопросы даёт сравнение образов Луки и Сатина.

    Автор не разводит героев по разным полюсам. Примечательно, что Лука на Сатина, циника и шулера, действует, «как кислота на ржавую и грязную монету». На вопрос Сатина «Зачем живут люди?» Лука отвечает: «Потому-то всякого человека и уважать надо... неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может... может, он родился на счастье нам... для большой нам пользы?» Часто смысл их реплик не только не исключает, а, наоборот, взаимодополняет друг друга. Это словам Луки красноречиво вторит Сатин, когда произносит: «Человек рождается для лучшего!» Возвышенный монолог о человеке звучит также под влиянием Луки.

    Горький создал пьесу уникальную с точки зрения вариативности и неоднозначности в истолковании героев, их позиций и авторской концепции. Читатель и зритель в разные времена и в разных странах будут спорить по многим вопросам, вызванным пьесой: например, чья теория более правдива и истинна, может ли Лука считаться положительным героем, почему не смог выжить Актёр, какая участь ждёт Настю и т. д. Сам писатель постоянно возвращался к своему творению и не боялся корректировать собственную позицию в оценке персонажей.

    Пьеса «На дне» интересна и показательна как произведение, в котором первоначальный замысел автора не совпадает с художественным воплощением. Не установка художника обусловила завершённость и содержание образов, а логика развития характеров и целостность смысла. Изначально Лука представлялся автору жуликом («сиреной»), услаждающим слух окружающих утешительными баснями. Но благодаря правде и философской проблематике персонаж вырос в неординарную личность. Знаменательно, что сам Горький только в 1932 году в статье «О пьесах» признал, что Лука действительно является искренним гуманистом, а автор «не сумел сделать его» «утешителем-ремесленником».