НА ДНЕ

Люди «дна»: положение, нравы, судьбы.

    На «дне» жизни оказались представители разных социальных сословий, ставшие «бывшими людьми». Все они почти в равном положении бездомных и безработных изгоев. Здесь мало различий между бывшим чиновником Бароном и вором Васькой Пеплом, недавним владельцем красильной фабрики Бубновым и карточным шулером Сатиным.

    Скатившиеся на «дно» босяки, зарабатывая на жизнь воровством, обманом, живут «без чести, без совести». Они не только смирились с 16 таким существованием, но и уверены: «Коли им честно жить начать, они в три дня с голоду издохнут...». В ночлежке скопилось много агрессии, жестокости, презрения, ненависти, которые выплёскиваются в скандалах, драках, происходящих «каждый божий день». Постоянно ощущается опасность столкновения постояльцев и хозяев ночлежки. Примечательно, что последние не могут жить изолированно от «оборванцев» и «нищих».

    Благодаря мастерству драматурга в создании речевой характеристики персонажей их образы выписаны колоритно, сценично, психологически достоверно. У каждого есть биография, которая прочитывается через воспоминание о прошлом, рассказ из «другой» жизни. Неслучайно Кривой Зоб чутко реагирует на наступление весны, с радостью вспоминает о весенних заботах крестьян. Сейчас он крючник, городской житель и только в песнях изливает тоску по прежней жизни.

    В истории героев есть намёки на причины, по которым они выброшены «на дно» и не могут вернуться к нормальной жизни.

    «Говорящие» имена несут повышенную нагрузку. Они не прямолинейны, как в классицизме, а содержат скрытые смыслы. Только один из ночлежников имеет полное имя — Андрей Митрич Клещ. Полное имя бывшего слесаря — знак уважения со стороны автора и окружающих. Фамилия Клещ обыгрывается драматургом. Клещи — рабочий инструмент. И, как клещ, впивается в сознание безработного человека мысль о трудоустройстве, заслонившая всё остальное.

О. Книппер-Чехова в роли Насти

     Имя Анастасия («воскресшая») соответствует романтической натуре героини Насти и вере в возвращение великой любви, которую она якобы пережила. Важно и то, что Актёр, Барон, Квашня имеют только прозвища. «Без имени — нет человека...» — заявляет персонаж, некогда известный под сценическим псевдонимом Сверчков-Заволжский.

    Речь действующих лиц является главным компонентом драмы. Неслучайно в ночлежке часто произносятся слова «правда», «вера», «человек», «совесть», «истина», «ложь». Вокруг обозначаемых ими явлений разгораются споры,отсылающие читателя/зрителя к вечным философским вопросам и злободневным проблемам.