§ 15-1. Советское государство в 1917—1939 гг.

4. Советская модель модернизации: индустриализация и коллективизация

На XIV съезде компартии в декабре 1925 г. был провозглашен курс на индустриализацию для обороны и хозяйственного устройства страны в военное время.

На начальном этапе индустриализации в 1926—1928 гг. капиталовложения в промышленность (главным образом в техническое перевооружение имевшихся заводов и фабрик) увеличились втрое. Постепенно стали строить и новые заводы.

Индустриализация требовала огромных средств и накоплений. Часть членов Политбюро во главе с Н. И. Бухариным считала, что необходимо осуществлять взаимодействие города и деревни на основе рыночных отношений. Для этого, по их мнению, надо было поддержать единоличные хозяйства бедняков и середняков с помощью гибких закупочных цен и использования государственных резервов. Создать госрезервы было необходимо за счет закупки зерна за рубежом. Таким образом, сначала следовало развивать легкую промышленность, и только после этого ставить вопрос о быстрой индустриализации.

Противники нэпа утверждали, что он не мог дать средства, необходимые для ускоренной индустриализации, для сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства. При сохранении нэпа в конце 1920-х гг. СССР вступил бы в полосу экономической стагнации и военной несостоятельности.

Верх одержала точка зрения И. В. Сталина, которая заключалась в том, чтобы создать мощный военно-промышленный комплекс если не с помощью нэпа, то социалистическим административным путем, начав с деревни: провести «ликвидацию кулачества как класса» и образовать крупные коллективные хозяйства — колхозы. В ходе сплошной коллективизации колхозы становились надежным, не подверженным рыночной конъюнктуре каналом перекачки ресурсов аграрного сектора в промышленность. Первые колхозы возникли уже на рубеже 1917—1918 гг., но объединяли они всего лишь около 1 % бедных крестьян. На XV съезде партии в 1927 г. было принято решение о том, что коллективизация должна стать основной задачей партии в деревне. Аренда земли кулаками ограничивалась, колхозам предоставлялись льготы в пользовании землей, кредиты. В 1928 г. стали создаваться машинно-тракторные станции (МТС). С осени 1929 г. началась насильственная коллективизация. С 1930 г. развернулось форсированное создание колхозов, ликвидировалось кулачество путем конфискации имущества зажиточных крестьян, которое передавалось колхозам. Сопротивление насильственной коллективизации подавлялось жестокими репрессиями крестьян и духовенства.

Число раскулаченных, по разным данным, составило 3,5—9 млн. Пик крестьянского сопротивления пришелся на начало 1930 г. В результате коллективизации на основе отдельных крестьянских дворов были созданы крупные коллективные хозяйства, произошло полное подчинение крестьянства интересам государства. Права сельского населения резко ограничивались. По закону с 1930 г. деревенским жителям не полагались паспорта. Пожизненно записанный в колхозники крестьянин не мог оставить коллективное хозяйство по собственному желанию.

Таким образом, источники средств для индустриализации были найдены внутри страны: доходы от сельского хозяйства, от монополии на внешнюю торговлю зерном, золотом, лесом, пушниной. Вырос прогрессивный, по сути конфискационный, налог на нэпманов. В результате к 1933 г. частный сектор в промышленности и торговле практически был свернут.

Большие ресурсы для индустриализации имел нематериальный источник — духовная энергия трудящихся, трудовой энтузиазм, который вызвало строительство нового государства. Это ярко выразилось с 1929 г. в социалистических соревнованиях. Была поставлена воодушевляющая цель — за короткий срок создать социалистическое общество, светлое будущее.

В ходе реализации экономических планов пришлось решать возникавшие проблемы. В 1931 г. почти половина капиталовложений была заморожена в незавершенных проектах. Еще одной проблемой была нехватка квалифицированных кадров, в связи с чем около трети установленного оборудования бездействовало, больше половины работало на неполную мощность. В период второй пятилетки (1933—1937) большевики выдвинули следующий лозунг: «Кадры, овладевшие новой техникой, решают все!». При заводах создавались курсы профессионального обучения.

Все материальные средства страна тратила на строительство индустриальных гигантов, а не заводов и фабрик, которые производили бы товары народного потребления. Приоритетным было развитие тяжелой промышленности и военно-промышленного комплекса. Крестьяне после продажи зерна государственным хлебозаготовителям ничего не могли себе купить. На рубеже 1927—1928 гг. разразился острый хлебозаготовительный кризис. Город и армия оказались под угрозой голода. Большевики прибегли к насильственному изъятию зерна, как в годы «военного коммунизма».

В итоге в 1929—1937 гг. СССР совершил колоссальный индустриальный скачок. По техническому оснащению Советский Союз вышел на уровень передовых капиталистических стран, а по объемам промышленного производства — на второе место после США. Удельный вес импорта снизился до 1 %. Однако ручной труд преобладал в сельском хозяйстве, строительстве, отставала легкая промышленность.

Изменился социальный состав населения. Вдвое выросла численность рабочих, сформировались советский пролетариат и техническая интеллигенция.

Таким образом, была заложена экономическая база для построения государственного социализма советского типа и будущей победы над фашистской Германией и ее союзниками в Великой Отечественной войне.